С финала четвёртого сезона «Рика и Морти» прошел почти месяц, а мы продолжаем его переваривать и находить новые смыслы. Не значит ли это, что сезон не так плох, как об этом писали под каждой серией? Значит! Дело закрыто! Всем пока!
Ладно, ладно, на деле всё не так просто (или нет?). В наших соцсетях практически под каждым постом про «Рика и Морти», на каждом стриме, даже в личных сообщениях паблика нам постоянно писали, что сезон гов… неудовлетворительный, шутки плоские, серии скучные и т.д. Артём Нечаев как рекапер смотрел, думал над каждой серией и над сезоном в целом, а теперь взялся разобрать небольшие сигналы от Ройланда и Хармона, которые рисуют общую картину сезона с производственной стороны.
В этом тексте я хотел бы обратиться напрямую к жалобам на низкое качество четвёртого сезона. В целом я согласен, некоторые серии получились скучными и не такими глубокими, как раньше. В этом сезоне создатели пробовали работать с новыми сценаристами, и в принципе, взглянув на отдельные серии, можно догадаться, где действовали новички в мире «Рика и Морти». И это не очень хорошо говорит о качестве их работы.
Но есть один фактор, который ставит всё на свои места и в какой-то степени объясняет происходящее с одним из наших любимых мультов. Четвёртый сезон — это первый сезон после того, как [adult swim] продлили «Рика и Морти» на 70 эпизодов. Семьдесят эпизодов — вы только вдумайтесь в количество, желательно с позиции создателей сериала. До продления они работали над своим детищем, не особо концентрируясь на будущем, а теперь у них просто нет выбора: нужно думать на семь сезонов вперёд! Если в первой серии они только шутили про «сто лет „Рика и Морти“», то теперь это стало реальностью (почти).
Про Ройланда и Хармона достоверно известно, что они — гениальные авторы. Первый совсем недавно доказал это с помощью «Солнечных противоположностей», а второй навеки заслужил место в зале славы одним своим «Сообществом». Талант, как известно, не пропьёшь, поэтому мы ни на секунду не сомневаемся, что «Рик и Морти» всё ещё гениальный мульт. Да, новые сценаристы могут не дотянуться до планки, заданной создателями шоу, но они сами ниже неё опуститься не могут (ответственность и всё такое). Хармон и Ройланд контролируют общую картину, и оценить всю гениальность можно, только отойдя на некоторое расстояние.
Так вот, авторы «Рика и Морти» столкнулись с нехилой проблемой: что делать оставшиеся 70 эпизодов? Как не потерять шарм мульта? Что делать с сюжетом и персонажами? Откуда брать идеи? У сериала под давлением цифры 70 начался кризис идентичности, что вполне ожидаемо. И наша теория в том, что Ройланд и Хармон решили пройти через этот кризис в прямом контакте со зрителями, превратив четвёртый сезон в своего рода сеанс психотерапии (заодно потратив на это 10 из 70 серий — гениально же!). Ну, а раз мы стали участниками диалога внутри сериала, то получается, что мы с вами также стали героями сериала! Приятно, что ж.
Главный вопрос, который стоял (или стоит) перед создателями «Рика и Морти» — делать его на эпизодической основе или сериализировать? Другими словами, пусть серии будут связаны только семьей Смитов или же пытаться протянуть через 70 эпизодов большую сюжетную линию. Можно сказать, что это важнейший вопрос, который можно задать по отношению к сериалу, отсюда и появился кризис идентичности. Эти «дебаты» открылись прямо в финале первого эпизода четвёртого сезона, когда Рик и Морти снова радовались своей столетней продолжительности: «Иногда мы будем угорать по классике, а иногда творить, что угодно!».
Вдобавок Ройланду и Хармону приходится мириться со статусом создателей самого популярного мультсериала в мире, а с ним приходит и гигантская ответственность, ведь хочется сделать так, чтобы понравилось как можно большему количеству народа. Понятное дело, что это очень давит на создателей «Рика и Морти», а в таком состоянии сложно мыслить трезво. Наверное, поэтому они и решили вступить в диалог с аудиторией в четвёртом сезоне: надежда была на то, что своей реакцией мы дадим им понять, куда двигаться.
Ярче всего страхи авторов выражены в самой мета-серии — «Безриконечная мортистория» или эпизод с поездом, потому что она напрямую рассказывает про создание сериала с точки зрения продавабельности (если забыли, что там было, то чекайте рекап, все встанет на свои места). Напомним, ближе к концу персонаж Повелителя историй схватил Рика и Морти и начал выкачивать из них энергию, чтобы сделать самую лучшую историю эвер. Тогда мы увидели триумфальное (нет) возвращение Злого Морти, чтобы сразиться с главными героями.
В серии высказаны два опасения авторов: во-первых, они опасаются истощить своих персонажей — рано или поздно образы тупенького внучка и деда-мизантропа наскучат публике и сериал потеряет популярность. Во-вторых, авторы не хотят двигаться в стороны эпичных столкновений добра и зла, потому что… они уже давно никому не интересны. Серия как раз приводит зрителя к выводу, что на самом деле он не особо хочет увидеть, чем же закончится история со Злым Морти, это ему просто кажется.
Так чего же хочет зритель? Ещё в первой серии про Кристаллы Смерти, когда Рик возродился в первой фашистской вселенной и встретился с нацистом-Морти, фашистская версия его внука держала деда на мушке пистолета и требовала «классических приключений» без метакомментариев — того, за что аудитория полюбила сериал. Морти-нацист много жаловался, на что Рик сказал (обращаясь к нам): может хватит ругать, давай лучше предложи что-нибудь. По сути это была карикатура на рядового зрителя: мне нравится то-то и то-то, а если этого не будет, то я выстрелю вам в голову перестану смотреть сериал.
Ответка пришла уже в восьмой серии — «Эпизод с чаном кислоты». Напомним, там Морти был недоволен идеей Рика и поспешил своё недовольство высказать. Закончилось всё тем, что ответная идея Морти обернулась настоящим кошмаром, и Рик по сути убедил внука: хватит пытаться сделать лучше, просто доверься. Вроде очевидно, что Морти тут — зрители, вечно всем недовольные, а Рик — создатели сериала. Вердикт звучит примерно в середине серии из уст ученого: «Плохих идей не бывает, всё дело в исполнении».
В том же эпизоде есть ещё одна мысль по вопросу создания сериала: когда Морти предлагает Рику сделать устройство для сохранения реальности, дед отвечает, что это уже было в «Футураме». Вопрос очевиден: можно ли вообще возвращаться к чему-то, что уже было в других сериалах и фильмах? Ответ тот же, что и в прошлом абзаце: почему нет, если с теми же идеями можно сделать что-то новое (как в серии с чаном кислоты).
Почти в каждом эпизоде четвёртого сезона можно найти подтекст про создание сериала: сюжет с говорящим котом прямо говорит, что не на всё нужен ответ, иногда можно просто веселиться; убив Тэмми в финальной серии, Рик говорит, что она умерла от пересериализирования — то есть была важна только для большого сюжета сериала; в эпизоде с драконами Рик (создатели шоу) осуществляет идею Морти (зрителей) и в итоге влюбляется в неё. Продолжать можно долго, но лучше пересмотрите и додумайте сами.
Так, наличие дебатов в сезоне мы, можно сказать, доказали, теперь осталось выяснить, к какому выводу пришли Ройланд и Хармон. Как ни странно, ответ на заданный вопрос они всё-таки дают — в серии с чаном кислоты. В ней Морти как раз олицетворяет две стороны конфликта: эпизодическую (делает, что хочет, а потом нажимает на кнопку сброса) и сериализованную (проходит через какие-то события и меняется). Ответ содержится в его речи-откровении: «Последствия делают нас теми, кто мы есть, и без них никак нельзя». Если сначала могло показаться, что чан кислоты был предназначен для трансформации Морти, то теперь очевидно, что в кислоту упал сериал целиком — и вышел из неё обновившимся.
Судя по всему, авторы сериала склоняются в сторону сериализованной истории, но как она будет выглядеть? Понять это можно, если взглянуть на четвёртый сезон в целом: в большинстве своем он состоит из несвязанных серий, но в нем есть а) общая тематика, которая тянется через все 10 эпизодов и получает кульминацию в финале; б) как минимум один эпизод, который можно считать частью большого сюжета про семью Смитов; в) самое главное — личностный рост персонажей.
У каждого из Смитов была своя «арка» — все они поменялись, все уже не такие, какими были в первых сезонах. Морти восстает против Рика и требует самостоятельности; Саммер становится сильной и независимой; Бет понимает свою одержимость Риком и отпускает её; даже Джерри уже не такой чмошник, как раньше, и может спорить с Риком; а сам ученый не особо изменился, разве что понял, что он плохой отец.
Развитие сериала будет, но для этого не нужно в каждой серии возвращать старых персонажей. Главными героями были и остаются Смиты, поэтому самое важное — развитие их персонажей, которое можно запустить и с помощью эпизодических серий, не связанных друг с другом ничем, кроме семьи. Добавьте к этому единую тематику каждого сезона, и получите рецепт новых «Рика и Морти», который описывается в первой серии четвёртого сезона: «нужно жить в моменте И думать наперед».