У сериала «Суперпозиция», похоже, ещё и суперлокации: пресс-день проходит в БЦ «Башня 2000», у входа которой нас встречает Олег — он и станет нашим проводником на сегодня. Поднялись на высотку Moscow City, чтобы поймать последние дни на съёмках проекта от режиссёра Вадима Валиуллина, обсудить роли Павла Табакова, Лукерьи Ильяшенко, не запутаться в героях Константина Лавроненко и запечатлеть доброго-злого Игоря Жижикина.
Прямиком из лифта попадаем на площадку: за круглым столом сидит Константин Лавроненко, охраняемый командой Игоря Жижикина, — напряжение сцены снижает лишь просьба менеджера выйти из кадра. Забираемся на второй этаж, чтобы не мешать съёмкам, а заодно подсмотреть сюжет. «Заходим в кадр. Константин, не стойте, присаживайтесь. Ну, кайф полный. Можем снимать», — комментирует в рупор Вадим Валиуллин. «Суперпозиция» — его дебютный сериал, но уфимский режиссёр уже успел заявить о себе: его короткометражный «Кредит» (что редкость, обычно кредиты — долгоиграющая история) взял приз в коротком метре «Кинотавра» в 2019 году. «Встречи с Вадимом, разговоры, его фильмография и заявленная история — всё это повлияло на моё решение поработать в проекте», — рассказывает Павел Табаков.
По сюжету, у студента-физика и программиста Алексея (Табаков) пропадает отец (Лавроненко) — отправляясь на поиски, герой узнаёт, что его родственник был не типичным профессором, а учёным, открывшим Мультивселенную. Сотни миров (а точнее, 125) существуют отдельно друг от друга, любое вмешательство грозит аннигиляцией. Теперь Алексею предстоит отыскать отца, не нарушить параллельное мироустройство и, желательно, обезвредить злодея Антидока.
«В сюжете сериала лежит оригинальная идея, основанная на принципе суперпозиции — нелинейности времени. Вселенные копируют нашу реальность: некоторые появились чуть раньше, другие — наоборот. Нашему касту предстоит сыграть разные версии своих персонажей. Выглядит просто потрясающе, когда три Лавроненко спорят друг с другом», — рассказывает о проекте продюсер Дмитрий Щербанов. Дату выхода и платформу он не спешит раскрывать — между производственной компанией «ЯЩЕР ПИКЧЕРС» и стримингом заключён договор о неразглашении. Впрочем, по словам Щербанова, ждать осталось не так долго: в августе уже появятся новости, а релиз планируется на конец лета.
Но пока команде ещё предстоит доснять некоторые сцены и плотно заняться постпродакшеном. Впрочем, с первым дела обстоят довольно хорошо: ещё пару дней, и всё написанное сценаристами Сергеем Ефремовым, Дмитрием Скачковым и Максимом Борисовым экранизируется. Кажется, самые сложные сцены позади: из 125 миров в первом сезоне нас ждёт порядка 15, остальные — в перспективе.
«В нашем сай-фай сериале будет много спецэффектов, погонь и перестрелок — так мы повышаем ценность продукта, — объясняет продюсер Щербанов. — К тому же, история про путешествия по параллельным мирам принадлежит не только Marvel! Мультивселенная, как и космос, общая». Сериал не будет заходить на территорию фэнтези: «Всё-таки наша история не про драконов, замки и прочее, в её основе — научная фантастика. Есть мир, где пандемия пошла по худшему сценарию, есть Россия 2022 года, коммунизм, а ещё вселенная, где люди очень заботятся об экологии и здоровье… Ну, всё перечислять не буду!» — дополняет режиссёр.
«Ещё покажем девяностые. В одной из сцен герой Игоря Жижикина подходит к палатке, где продаются VHS-кассеты на лотках, и спрашивает о поступлении новинок. Ему рекомендуют взять второго “Аватара” в гоблинском переводе», — рассказывает Щербанов. Как и многим другим актёрам, Игорю предстоит сыграть несколько версий своего героя: «Для любого профессионала съёмки в подобных проектах — лакомый кусочек. Здесь свои прелести и сложности: за один день тебе нужно быть и добрым, и злым. Конечно, я согласился на роль!» — комментирует Жижикин.
В другом мире не будет ностальгических кассет — зато получится понаблюдать за его полным уничтожением. «Моя героиня Алиса путешествует между вселенными и пытается предотвратить аннигиляцию. Пусть она и одета, как Белла Хадид, по характеру Алиса напоминает амазонку, бойца и учёного. Ей нет дела до героя Паши Табакова, каким бы смазливым он не казался», — смеясь, рассказывает о своём персонаже Лукерья Ильяшенко. В том самом образе «Хадид» она выходит на площадку, где откровенно ругается на напарника по сцене. Кажется, «смазливый» герой Табакова всё-таки что-то напутал в параллельных мирах. К ссоре с Алисой добавляется и предательство двух лучших друзей — Фила (Никита Санаев) и Дена (Владимир Карпук). «Братан, такое дело. Вообще ничего личного. Сам подумай, какие возможности открываются!» — оправдывается в кадре Карпук. И пока запись ставят на паузу, чтобы заменить аккумулятор в камере, актёр вводит нас в сюжетную арку своего персонажа: «Я друг Лёхи, мы с Филом разбавляем его зацикленность на науке, напоминаем, что надо ещё успеть пожить. Мой герой по своей природе наивен — я так для себя его определил, когда искал зерно роли. Там, где умник видит препятствия и сомнения, Ден берёт и действует».
«У нас вообще суперпарочка: два больших ребёнка, которые не очень удачно встроились во взрослую жизнь, — дополняет рассказ Карпука Никита Санаев. — Вообще, в сериале будет столько сюжетных линий, спецэффектов… вы видели фильм “Начало”? Это будет чуть лучше!» — подшучивает актёр и уходит на репетицию. А мы пока отправляемся на разговор с художником-постановщиком Сергеем Кочетковым.
Локаций в сериале предостаточно: для каждого из параллельных миров требуется отдельный концепт. Художник не стремится загружать коллег, ответственных за спецэффекты, и некоторые вселенные воссоздаёт прямо в Москве — будь то наша реальность, девяностые или песчаная буря. «Мы достали два больших вентилятора на 50 кВт каждый, несколько тонн песка и источник дыма для создания тумана. В целом, мы ориентировались на то, как бурю делали в “Интерстелларе”, и думаю, нам удалось что-то подобное», — рассказывает Кочетков. Не он один отмечает этот эпизод — многим актёрам особенно запомнилась «песчаная» сцена: «О, это был кошмар! Мы приходим на площадку, а там мужики с вёдрами стоят. Было сложно и текст произносить, и перемещаться в кадре, когда у тебя глаза, рот, да вообще всё в песке», — вспоминает Владимир Карпук. «Да, это, кажется, физически самая сложная сцена была, — рассуждает Табаков. — Но морально, наверное, всё было одинаково играть. Я не выпендриваюсь! (Смеётся.)»
Актёру не придётся играть сразу несколько ролей, как его коллегам Жижикину и Лавроненко: в первом сезоне Алексей будет всего один. Хотя Табаков не против встретиться со своей копией:
Табаков: Я бы спокойно отреагировал на такое знакомство. Кажется, звучит довольно прикольно!
Ильяшенко: Ой, а я бы в обморок упала! А потом… очнулась…
Карпук: И снова упала бы! (Смеётся.)
Ильяшенко: Да! Боже, что это было? Забирайте меня срочно! (Смеётся.) Ой, а я сейчас сдаю сюжет или нет?...
Актёры отправляются на репетицию, близкую к финальной. Кажется, нам тоже пора: всё-таки в реальности 2022 года время линейно, а значит, команде нужно успеть всё доснять. Узнали всё, что смогли, а дальше, как говорится, «уже спойлеры».