«Вандавижен» — первый сериал Marvel Studios, вышедший на Disney+ и расширяющий сюжет киновселенной. Сюжетно он продолжает события фильма «Мстители: Финал», рассказывая, что было с титульными супергероями после победы над Таносом. В первых семи сериях есть рекламные вставки, стилизованные под разные эпохи. И если на первый взгляд они кажутся лишь имитацией телевидения, то на деле они очень тесно связаны с прошлым Ванды и Вижена. Наш редактор Варков разбирает смысл каждой рекламы.
Осторожно, возможны осадки в виде спойлеров!
Первая серия — Toast Mate 2000
На первый взгляд — простая реклама тостера, где телепродавец показывает возможности нового тостера от Stark Industries вместе со своей ассистенткой. И всё выглядит типичным, пока в чёрно-белом эпизоде не появляется огонёк на тосте, который отдаёт едва заметным красным цветом.
Что это значит? Обратите внимание на слоган на тостере — «Forget the past, this is your future!» Истинное значение этой сцены раскрывается после восьмой серии, когда мы видим флешбэк Ванды из детства. В нём дом Ванды попал под обстрел оружия, произведённого Stark Industries, и упавшая в дом неразорвавшаяся бомба издавала тот же звук, что и тостер. Ещё одна забавная параллель — в комиксе Vision от Тома Кинга и Габриэля Вальты есть флешбэк, в котором Ванда, разозлившись на Вижена, называет его тостером.
Вторая серия — Don’t Touch That Dial
Всё та же парочка из первой рекламы собирается на званый ужин. Закадровый голос говорит «Мужчина никогда полноценно не одет, если при нём нет двух важных аксессуаров — его леди и его „Штрукера“». Речь, конечно же, о швейцарских часах, на которых в финале ролика виден логотип «Гидры». Часы начинают шумно тикать, и закадровый голос говорит: «„Штрукер“: у него на вас всегда хватит времени».
Что это значит? После смерти родителей Ванда и её брат стали волонтёрами в «Гидре». Над ними проводились эксперименты с использованием Камня Разума. Именно он дал близнецам Максимофф суперсилы. А «Штрукер» — это фамилия одного из лидеров современной «Гидры», барона фон Штрукера (он появлялся в фильме «Мстители: Эра Альтрона»). Собственно, финальная фраза в ролике отсылает к тому, что Ванда и Пьетро много времени провели в лаборатории «Гидры», где над ними ставили опыты. Кстати, почему именно часы? Возможно, это отсылка к происхождению Арнима Золы, учёного, который помогал Красному Черепу и «Гидре» с технологиями. Во втором сольном фильме о Капитане Америка он появлялся в качестве искусственного интеллекта.
Третья серия — Now in Color
Девушка из предыдущих роликов сталкивается с ворохом бытовых проблем (дети кидают мяч в тарелку хлопьев, а пёс делает лужу на полу). Когда её доводят до точки кипения, девушка решает, что пора отдохнуть, приняв ванну, пока кто-то будет рядом обмахивать её опахалом. Закадровый голос предлагает попасть в мир, где нет никаких проблем, а в финале ролика перед зрителем крупным планом показывают дорогую пену для ванны от «Гидры», которая поможет «раскрыть внутреннюю богиню».
Что это значит? О связи «Гидры» с близнецами Максимофф уже говорилось выше, но конкретно эта реклама очевидно отсылает к самой Ванде и её способностям. «Ты читаешь мои мысли» — говорит девушка в ролике, пока мир вокруг неё преображается во что-то идеализированное. Так же поступает и Алая ведьма со всем городком Вествью, контролируя его жителей, читая их мысли и меняя мир вокруг себя.
Ещё любопытно, что в «Агентах ЩИТ» Фил Колсон упоминал, что у «Гидры» есть мыло, в которое организация добавляет различные психотропные химикаты. Оно якобы помогало «Гидре» контролировать разум людей. Пена и мыло, конечно, разные вещи, но параллель любопытная.
Пятая серия — On a Very Special Episode…
И вновь бытовуха атакует безымянную девушку в рекламе. За завтраком дети разливают сок по столешнице, и мама вспоминает, что у неё есть салфетка фирмы Lagos, способной абсорбировать больше воды, чем у фирм-конкурентов.
Что это значит? Голос за кадром говорит «Lagos — Для тех случаев, когда вы устроили беспорядок, которого не хотели». Это отсылка к фильму «Первый Мститель: Противостояние», в начале которого супергерои противостоят Броку Рамлоу, бывшему члену «Гидры», в Лагос, Нигерия. Когда Брок понимает, что Мстители побеждают, он превращает себя в бомбу, но взрыв сдерживает Ванда своей силой. Ей не удаётся отбросить Рамлоу подальше от города, из-за чего взрывная волна уничтожает несколько этажей больницы и находящихся там людей. Это становится финальной точкой в недоверии общественности к деятельности Мстителей.
Шестая серия — Yo-Magic Yogurt
Криповая реклама с пластилиновой анимацией о мальчике, который остался один на необитаемом острове. Когда его одолевает голод, к мальчику приходит акула и рекламирует йогурт Yo-Magic, предлагая попробовать его. Мальчик пробует открыть упаковку, но у него не получается. Он пытается снова и снова, пока от него не остаётся один лишь скелет, так и не попробовавший йогурт на вкус. В финале звучит слоган «Yo-Magic — десерт для выживших».
Что это значит? В отличие от других роликов тут всё подаётся через метафору — в серии Ванда ненадолго видит Вижена в том виде, в каком он погиб — с вырванным Таносом Камнем Разума. А ещё в финале серии возвращается Пьетро, погибший в «Эре Альтрона». Сюжет с акулой и мальчиком отсылает к тому, что даже обладая своей могучей силой (или магией — Yo-Magic), Ванда не способна спасти своих близких. Её магия не способна вернуть тех, кто умер. И сериал доказывает, что создание иллюзии не помогает справиться с потерей.
Седьмая серия — Breaking the Fourth Wall
В последнем рекламе возвращается девушка из ранних роликов. Голос за кадром говорит «Чувствуете себя подавленной? Будто бы мир движется без вашего участия? Хотите просто побыть в одиночестве?» Мощный антидепрессант Nexus способен помочь, «вернуть вас обратно в реальный мир, помочь выбрать реальность на свой вкус». Девушка приходит в аптеку, чтобы купить себе таблетки и встречает там мужчину из предыдущих рекламных роликов в качестве фармацевта. Пока она покупает антидепрессант, внизу появляются возможные побочные эффекты: «ощущение всех чувств, осознание своей судьбы, больше депрессии».
Что это значит? Параллель между девушкой из рекламы и Вандой очевидна — Ванда в тяжёлой депрессии, она пытается справиться с ПТСР, поэтому меняет свою реальность. Но название препарата отсылает к Нексусу всех вселенных — магическому порталу, связывающему между собой различные вселенные. Это первая отсылка к грядущему фильму «Доктор Стрэндж: Мультивселенная безумия», приквелом к которому и выступает «ВандаВижен». А ещё в комиксах Агата Харкнесс называла Ванду частью Нексуса всех реальностей, потому что её магия — магия хаоса, способная управлять самой реальностью мироздания. Кстати, Нексус часто ассоциируется с шестиугольным гексагоном, а он буквально везде в «ВандаВижен», самое явное — такова форма купола над Вествью.
«ВандаВижен» — сериал максимально фанатский. Каждый эпизод буквально напичкан десятками отсылок и пасхалок, отсылающих не только к комиксам, но и к ситкомам, которые Ванда якобы смотрела в детстве. Здесь цитируются самые разные сериалы: «Моя жена меня приворожила», «Я люблю Люси», «Современная семья» и многие другие.