Мир японской анимации и литературы полон необычных и интересных сюжетов. Взять, к примеру, мангу «Повесть о конце света» (Record of Ragnarok), где авторы Синъя Умэмура и Такуми Фукуи столкнули людей с богами в кровавом турнире. На первый взгляд крайне увлекательная задумка, из которой мог получиться шикарный аниме-тайтл, но, видимо, Netflix и студия Graphinica не получили благословения на хорошую адаптацию первоисточника.
Начинается «Повесть о конце света» с общего сбора всевозможных богов, проходящего каждый миллениум. На повестке тысячелетия (как, собственно, и в прошлый раз, и все разы до этого) вопрос: просуществует ли человечество до следующей сходки. Недолго пораскинув мозгами, всевышние приходят к выводу, что устали от вечно воюющих, загрязняющих планету и постоянно грешащих людей. Поэтому посредством честного голосования выносится единогласное решение о полном уничтожении земной цивилизации (кроме, вероятно, русских, ведь с ними Бог). Однако в последний момент внезапно появляется валькирия Брюнхильда и предлагает обратиться к Закону Божьему.
Как указано в особо оговоренном положении пункта 15, статьи 62 Конституции Вальхаллы, человечество имеет право на спасение посредством последней битвы между богами и людьми, именуемой Рагнарёк. Сражение проходит в виде турнира из 13 поединков один на один. Одерживает верх та сторона, на счету которой будет семь побед. Если проигрывают боги, они даруют человечеству дополнительные 1000 лет существования, а если проигрывают люди, то их вид подлежит истреблению. Вообще закон был придуман и внесён в конституцию по приколу, так как боги непобедимы, но Брюнхильда, благодаря самой детской провокации, берёт всех собравшихся на слабо, утверждая, что они испугались. В итоге Зевс соглашается на турнир, поручая валькирии собрать 13 самых самых могущественных и сильных представителей человечества за весь период их существования для участия в Рагнарёке.
На данный момент сериал состоит из двух сезонов по 12 и 15 эпизодов, вышедших в формате ONA (то есть сразу в интернете, минуя телевидение) на Netflix. За 27 серий создатели экранизировали лишь шесть боёв (т.е. меньше половины), хотя, казалось бы, делов максимум на односезонник. Дело в том, что темп повествования у «Повести» очень медленный. В первом сезоне один поединок длится целых четыре серии и растягивают его за счёт не самых интересных флешбэков и просто раздражающих эмоций толпы с трибун через каждый нанесённый удар. Хвала богам, во втором сезоне создатели задумались над этой проблемой, всё починили, и бои стали длится не по четыре эпизода, а по пять...
По не совсем понятным причинам создатели решили делать аниме с оглядкой не на тайтлы «нового поколения» вроде «Магической битвы», где сюжет динамично развивается и сражения длятся максимум один-два эпизода, а на сериалы вроде «Наруто» и «Ван-Писа», где как раз-таки битвы размазаны на большее количество серий. Правда, в подобном приёме есть загвоздка: основная сюжетная линия таких адаптаций крайне увлекательна, лихо закручена и не строится исключительно на поединках, в отличие от «Повести о конце света». Здесь сквозной сюжет, добавляющий остроты повествованию, проклёвывается лишь в середине второго сезона.
До этого зрители вынуждены лицезреть тягомотные бои, где вся интрига строится лишь на вопросе «Кто же там победит в итоге?», хотя никто даже не объяснил по какому принципу подбираются соперники. Некоторые поединки, конечно, не лишены эффектности и красивых приёмов, но просветить зрителя, как формировалась турнирная сетка, не помешало бы. Почему полководец эпохи Троецарствия Люй Бу дерётся со скандинавским Богом грома Тором? Почему в пару с Джеком-потрошителем выставили Геракла? Да и вообще, неужели за всю историю существования человечества не нашлось кандидата достойнее, чем Убийца из Уайтчепела? Немного странное решение делать из маньяка и психопата неоднозначного персонажа. Да что там, зрителям даже не объяснили, как устроен мир богов, потому что среди всего множества главными и самыми крутыми почему-то оказываются греческие и скандинавские. Наверное, пути Господни неисповедимы.
К слову с мифами авторы обращаются достаточно вольно и поверхностно, хотя углубление в религиоведение здесь явно было бы лишним. Но при этом аниме пестрит культурными отсылками к живописи, литературе и музыке, показывая то Шекспира, то Микеланджело, то ещё кого-нибудь. Образы людей и богов переработаны вполне неплохо (однако Иисуса Христоса пока обнаружено не было, отчего невольно напрашивается православный дизлайк), но визуально «Повесть о конце света» не выглядит отлично. В противовес хорошей качественной анимации и постановке многих поединков, встаёт явное злоупотребление неказистой 3D-графикой и халтурное копирование массовых одноликих моделек второго плана.
Справедливости ради, хочется сказать, что к концу второго сезона тайтл набирает обороты и становится интереснее и забористее. Правда, это не отменяет факта, что большую часть времени хочется, чтобы в сюжет ворвался Кратос и поставил точку в этом тягомотном вопросе с богами, но всё-таки последние пять серий вселяют небольшую надежду на будущее. Во втором сезоне, например, стали меньше раздражать второстепенными героями, а в третьем сезоне, даст Бог, всё станет ещё лучше, и в зрителя перестанут тыкать огромной грудью Афродиты во весь экран при любом удобном случае.
«Повесть о конце света» разделила фанатское сообщество на два лагеря: одни восхваляют сериал в комментариях и полностью удовлетворены результатами, а другие, мягко говоря, совершенно не понимают, что привлекательного можно найти в этом аниме. Оно и правда пока выглядит слабовато, а все поединки сводятся к расхожей фразе Алёши Поповича: «Жалко, нормальный парень, могли бы дружить…»
Возможно, на данном этапе смотреть его начинать не стоит, потому что сюжет и так растянут донельзя, а ждать выхода продолжения по два года — не лучшая перспектива. Тем более, сейчас проект выглядит как незаконченный эволюционный процесс, начавшийся с примитивного человека и уже дошедший примерно до неандертальца. Продолжится ли стремление к хомо сапиенсу или начнётся возвращение к обезьянам — узнаем только в третьем сезоне. Если, конечно, сверху не поступит внезапного распоряжения прекратить процесс эволюции. На всё воля Божья, как говорится.