22 декабря на Netflix вышла первая часть фантастической кинодилогии Зака Снайдера «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня» (Rebel Moon). Режиссёра вы можете знать по фильмам «300 спартанцев», «Человеку из Стали» и «Лиге справедливости». Надежды критиков на появление новой успешной космической киновселенной наравне со «Звёздными войнами» не оправдались: фильм был наречён худшим в карьере режиссёра. Удручающе низкие рейтинги на Rotten Tomatoes и IMDB, разгромные рецензии и почётное место в списке худших фильмов уходящего года. Что пошло не так, расскажем в статье.
По сюжету в мирную колонию фермеров, расположенную на луне Вельдт, прибывает корабль с адмиралом Аттикусом (Эд Скрейн) с целью изъятия производимого на территории зерна. Договориться не получается: адмирал убивает вождя, а солдаты устанавливают контроль над местными. Главная героиня Кора (София Бутелла) решает бежать, но прежде спасает односельчанку, в одиночку расправившись с толпой солдат. Выясняется, что она — бывший воин. Вместе с влюблённым в неё фермером Гуннаром (Михил Хейсман) Кора сбегает из поселения, чтобы собрать отряд мятежников и противостоять жестокой власти.
Несмотря на серьёзную заявку в виде предыстории в духе «Звёздных войн» о долгой войне Космической империи Праматери, «Мятежной луне» не удаётся уловить фишку главной космической франшизы. Там, где Джордж Лукас добавил к бегущему тексту торжественности с помощью инструментала Джона Уильямса и закадрового голоса, у Зака Снайдера получилась лишь пресная путаная сводка событий.
Проблем в фильме несколько. Одна из основных — сюжет, который представляет собой переработку других знаковых проектов: «Звёздных войн», «Семи самураев» Акиры Куросавы, «Битвы за звёздами» (который тоже многое заимствовал у японского режиссёра). Сюжет «Мятежной луны» не просто копирует популярные тропы, а снимает кальку с уже переработанного материала, причём довольно неумело. В «Семи самураях» из-за междоусобных войн разбойники нападают на деревню и отбирают у людей пропитание, а те решают нанять самураев для защиты. Эта лента — громкое заявление о социальном неравенстве и столкновении мировоззрений, проект Снайдера лишь старается таким выглядеть. Солдаты, кошмарящие мирное население в начале фильма, — карикатурные и отталкивающие. Они плохие, потому что так прописано в сценарии: у них нет предысторий, они картонные и однобокие, а внешний вид членов Империума — калька с Warhammer 40.000.
Первые сорок минут фильма сосредоточены на устраиваемых ими бесчинствах, отчего главная героиня постоянно теряется в потоке бритоголовых военных и карикатурных фермеров, неестественно выкрикивающих: «Да! Давайте работать ради зерна!». Трудно понять, почему нужно сопереживать горстке второстепенных персонажей, когда знаешь их просто как жителей деревни. А тут ещё и криво вписанный в повествование робот — единственный, кому прописали трагическую историю и целый спектр человеческих чувств, а потом благополучно вывели из истории.
Ещё одна проблема — однобокие персонажи. Весь фильм Кора собирает повстанцев в свою команду, нас знакомят с каждым. Ну как знакомят… Показывают, как они умеют драться и толкать пафосные речи. Тарак (Стаз Наир), например, многие годы был рабом, закованным в цепи, вынужденным ковать оружие в выженной солнцем пустыне. Достаточно было рассказать, как он туда попал, почему не смог сбежать, какие чувства переживал всё это время, но зритель удостаивается лишь облитых маслом мускул, щенячьего взгляда и полёта недо-Тарзана на Гиппогрифе… то есть Грифоне. Понятно, что через сцену полёта Снайдер пытался продемонстрировать тягу юноши к свободе и его доброту (то, с каким пониманием и он отнёсся к животному), но это не работает.
Ещё печальнее выглядит сцена с Немезидой (Пэ Дуна), в которой женщина бросает фразу во время эпичной драки с паучихой в духе: «Я знаю, что такое быть матерью и потерять всё!». Но до конца сюжета просто остаётся женщиной в шляпе, которая хорошо орудует двуручными мечами. Недостаточно дать намёк на тяжёлую судьбу героя парой случайных фраз, важно показать её, чтобы зритель смог прочувствовать боль героя. Трогают не визуальные эффекты и пафосные речи, а смысл, которого здесь, увы, практически нет.
Следующая болезненная точка — мотивация героев, которая каждый раз появляется из ниоткуда: Коре достаточно двинуть пафосную речь, чтобы разбитый горем и разочарованный в жизни генерал Титус (Джимон Хонсу) перестал прикладываться к фляжке и пошёл воевать. То же работает и с другими персонажами: воин Дарриан (Рэй Фишер) с лёгкостью убеждает своих солдат «пойти туда неизвестно куда, неизвестно зачем», рискуя потерять ценных бойцов и разрушить всё, что так долго строили, потому то «ну мы должны доказать себе, что сильные!»
Вообще на диалогах строится весь сюжет. Все проблемы и конфликты решаются с помощью пары фраз, поэтому происходящее не трогает, а закладываемая Снайдером зрелищность тонет в потоке бессмысленных попыток персонажей убедить друг друга в своей правоте. Из-за этого упускается много возможностей, способных впечатлить зрителя. Например, на фоне постоянно мелькают интересные расы вроде паразита, присасывающегося к человеку с помощью светящихся щупалец, чтобы использовать его голосовые связки для передачи информации, мудрецов с щупальцами вместо лица. Но и это оказывается пустышкой — лишь картинка, никаких объяснений их особенностей или хотя бы целей этих существ мы не получаем. То же происходит с локациями: герои приходят на гладиаторскую арену, полную разнообразных существ, и кажется, что сейчас покажут эпичную драку, но, увы, Кора просто прихватывает с собой генерала Титуса и уходит. И это проблема не только «Мятежной луны», но и всех подобных фильмов, разделённых на две части: происходящее размазывается, как каша по тарелке, и доедать её никому не хочется. А нас ждёт режиссёрская версия на три часа!
Да и визуал за новаторство не похвалишь: при попытке анализа сеттинга возникает ощущение, что в блендер кинули «Пятый элемент», «Призрака в доспехах», «Голодные игры», «Звёздные войны» и хорошенько смешали. Что из этого могло выйти — вы наверняка догадывайтесь.
Ещё одна проблема «Мятежной луны» — слоумо. Любимая фишка Снайдера, которая хорошо работала в фильме «300 спартанцев», потому что позволяла прочувствовать силу и грациозность героев, в космической ленте лишь утомляет. Бои становятся менее эпичными и впечатляющими. Герой прыгает сквозь шквал пуль в замедленной съёмке — скорость позволяет ощутить адреналин, а слоумо — скуку. А главная проблема всех супергеройских фильмов последних лет здесь представлена во всей красе: персонажи лезут в рукопашку с автоматами, а ещё нападают по одному, когда можно схватить мятежника толпой и тут же обезвредить.
«Мятежная луна» как первый фильм предполагаемой франшизы — плохой и неудачный ход. Как если бы Marvel начали с «Мстителей», прежде не позаботившись о раскрытии каждого супергероя (что произошло с «Лигой справедливости»). Проект Снайдера — это мешанина из фантастических франшиз и «Семи самураев», попытка сделать что-то своё из многократно переработанного материала. У персонажей нет ни потребностей, ни мотивации, а интересные детали, которые могли стать чем-то большим, тонут в потоке плохой графики и утомительных диалогов. «Мятежная луна» — это поп-культурная косможвачка, которую зритель нашёл под столом и кинул в рот: ни вкуса, ни приятных ощущений. Но несмотря на все проблемы, фанаты Снайдера помогли проекту поднять рейтинг всего за сутки, так что выход следующих частей — лишь вопрос времени. К слову, «Мятежная Луна, часть 2: Дарующая шрамы» выйдет уже в апреле 2024 года.