С 29 по 31 июля в Ярославле проходил Realist Web Fest — смотр новейших российских веб-сериалов. Среди них были как сиквелы предыдущих успешных проектов, иногда даже уже вышедшие онлайн («Естественный отбор 2», например), так и совсем свежие тайтлы (скажем, новый сериал по рассказу Александра Цыпкина «Что делать женщине, если у неё два любовника, а выбрать нужно одного»). Были там и мультфильмы, и молодёжные, и ностальгические шоу — кинокритик Иван Афанасьев, побывавший на фестивале и отсмотревший всю программу, рассказывает про пять из них, которые стоит посмотреть завсегдатаям 2x2.
Мультиратура
Одновременно и юмористический, и образовательный проект режиссёра Владимира Фёдорова, цель которого — вернуть моду на чтение, подружив классику литературы с… вирусными видеороликами. Представьте, что вам пересказывают «Мёртвые души», где в течение двух минут Чичиков танцует тверк (не шутка), пьёт водку с настоящим медведем и собирает зомби-крестьян. Издевательство над литературой? Да как сказать!
Я, например, после просмотра «Отцов и детей» решился даже перечитать — каждый ролик заканчивается клиффхэнгером: «так всё и было… а может и не так… иди лучше книжку почитай!». Очень забавно, а анимационный формат с флэш-анимацией делает всё ещё более смешным — но, при этом, главную суть книг авторы ухватывают всегда. Все серии доступны на официальном сайте проекта.
Пушкин и… Михайловское
Ещё один анимационный проект, напрямую связанный с литературой, если точнее — с историей о ссылке великого поэта России в село Михайловское в Псковской области. Там он, конечно, страдал от разлуки с любимой, но параллельно и наслаждался, как он сам писал, «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.». В общем, посмотреть — и самому захочется в такую ссылку: тут вам и кот-помощник, по сути, личный ассистент Пушкина, и прогулки к озёрам, где на ветвях сидят прекрасные русалки, и единение с природой.
При этом есть забавные референсы в сторону актуальной повестки: допустим, та же русалка, которую Пушкин, приняв за любимую, берёт за руку и пытается поцеловать, даёт Александру Сергеевичу пощёчину за харрасмент. Обаяния добавляет и карандашная рисовка, которая навевает воспоминания не только о советской анимации, но и о детских раскрасках.
Черепица
Максимально всратый (и это в данном случае, скорее, плюс) веб-боевик о ненародном мстителе Григории Черепице, который сражается с преступностью своими методами. В каждом мусорном баке у него лежит навороченное оружие, готовое к применению в любой момент, за каждым углом припаркован мотоцикл, чтобы на нём эффектно ворваться в заброшенное здание, паля по сходке наркоторговцев из сдвоенных пистолетов, и, конечно, по пятам ходит личный блогер, снимающий это всё на видео.
Во время просмотра лично мне показалось, что «Черепица» — это очень плохо, но положительные мнения и доводы от коллег заставили меня пересмотреть (и сериал, и мнение). Это действительно очень странный сериал про чудака, пришедшего то ли из голливудских боевиков 1980-х, то ли из боевиков африканских (см. творчество угандийского режиссёра Айзека Набваны), наполненный гипертрофированным и очень дурацким ультранасилием, дешёвыми спецэффектами и копеечными диалогами.
Прикольный одинокий телец
Не получивший по какому-то недоразумению ни одного приза, но ставший неофициальным фаворитом смотра — комедийный док с крайне необычной задумкой. Его главный герой, 32-летний рок-музыкант по имени Юра, в начале 2000-х, как и многие, читал журнал Cool. Однажды его объявление о поиске друзей по переписке было опубликовано на страницах издания — в итоге ему написали, как он сам говорит, около полутысячи писем. Он решает найти людей из этих писем и узнать, как сложилась из жизнь за прошедшие 20 лет — его поискам и встречам и посвящён сериал.
Авторы «Прикольного одинокого тельца» (так Юра назвал себя в объявлении) — молодые режиссёры Владислав Баханович и Анастасия Завадская, известные своим неординарным выбором центральных героев. Например, у Владислава есть картина «Бездомный с киноаппаратом» — про бомжа, снимающего кино в духе фильмов Томми Вайсо (тоже, кстати, реальный человек). У Анастасии — мокьюментари «Gouranga: Путь к успеху» — о свадебном фотографе, взявшемся снимать док про несуществующую подростковую рэп-группу.
Френдзона
Победитель фестиваля — заслуженно или нет, но творение не безынтересное. Сериал рассказывает о студенте психологического факультета Кирилле, который просыпается после попойки на крыше дома, почти голый, без обуви, с сильным похмельем — вчера была туса, и на ней он попытался поцеловать лучшую подругу Соню, которая, разумеется, отказала парню. Расстроенный и потерянный, он сдуру ляпает научному руководителю, что будет писать курсовую работу, от которой зависит его будущее в университете, на тему френдзоны — и как из неё выйти. Собственно, подопытным «материалом» станут его друзья и подруги, которые, само собой, поголовно влюблены друг в друга.
По пилоту бывает непросто сложить впечатление о сериале, и тут сделать это особенно сложно, ведь задел у шоу, скажем прямо, нешуточный: портрет российского поколения зумеров так и не написан, и «Френдзона» вполне может стать первой подобной картиной. Ещё и снят он, как на западе, в формате «одна серия — один режиссёр». Всё серьёзно, короче, ждём прорыва или провала — никак иначе.