13 августа на стриминге START завершился сериал Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», где режиссёр погружает зрителей в, казалось бы, уже заезженные на экранах лихие 1990-е. Однако делает он это столь талантливо, что даже завораживает. Рассказываем, чем впечатляет новая работа постановщика и почему её стоит смотреть, невзирая на столь избитый (во всех смыслах) временной период.
Девятилетний Руслан (Филипп Соколов) — сын карточного шулера по кличке Инженер (Кирилл Полухин). Жена (Дарья Екамасова) не особо одобряет подобный способ заработка, но иногда даже помогает мужу в делах, играя отведённую роль раздосадованной крупным проигрышем супруги. Однажды родители берут Руслана на свадьбу сына влиятельного человека (читать — «бандита»). Там он без памяти влюбляется в невесту Олю (Мария Мацель), которая в разгар празднества сбегает искупаться в озере. Мальчик подглядывает за девушкой и решает, что найдёт её в будущем во что бы то ни стало.


Середина девяностых. Повзрослевший Руслан (Олег Чугунов) ходит на бокс и каждый день зависает с друзьями: Аликом (Лев Зулькарнаев), Митей (Чингиз Гараев) и Химозом (Арсений Касперович) — такой же шпаной с незавидной судьбой, как он сам. Невольно они стали заложниками непростой эпохи, когда образование вмиг становится неважным, профессионализм обесценивается перед лицом кризиса, а жизненные ориентиры и надежды на светлое завтра мгновенно растворяются. Поэтому парни лазают по заброшкам, сидят в гараже и превращают одну из пустующих квартир в место для тусовок. Иногда герой проводит время с недавно вышедшим в очередной раз из «дурки» Ласло (Марк Эйдельштейн). Ему Руслан даже решается показать свои книги, на страницах которых изображения очень сильно напоминают реальных людей из его окружения. На картинках можно найти самого героя, Ласло, Алика, Митю и ту самую невесту Олю, навсегда врезавшуюся в память парня.


Если бы режиссёра Романа Михайлова нужно было описать пословицей, то отлично бы подошло: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Он не только молниеносно снимает кино (восемь фильмов и сериал за несколько лет), но и пишет книги, ставит спектакли, а также может похвастаться достижениями в области математики. «Путешествие на солнце и обратно» — как раз экранизация его романа «Дождись лета и посмотри, что будет» (так же называется финальная серия). Сам постановщик называет проект фильмом из семи частей, который в некоторых городах можно было посмотреть в кино за раз полностью. Однако он вполне стройно ложится на формат мини-сериала и разделён на главы, словно книга.
Девяностые — время неоднозначное, поэтому они настолько часто встречаются на экране. Если бы зрителям каждый раз давали по 10 рублей, когда отечественные продюсеры дают проекту о лихих годах зелёный свет, они бы все уже купили себе по хорошей кожаной куртке. Тем не менее в куче посредственных историй время от времени появляются достойные кандидаты. Несмотря на неоднозначное отношение аудитории к теме, свежие «Дети перемен», «Лихие» и «Аутсорс» оставляют скорее положительные впечатления. «Путешествие на солнце и обратно» тоже из этого разряда.


Фильм-сериал Михайлова не столько рассказывает историю, сколько стремится полностью погрузить зрителя в непростые времена, передать атмосферу. На экране появляются все присущие периоду атрибуты: психбольницы, бандиты, пацаны, безработица, запрещённые вещества, разборки, рэкет, тусовки, неуверенность в будущем и даже революционные настроения. Однако в каждом кадре чувствуется авторская нежность и любовь. Режиссёр выстраивает свою вселенную, переполняя её тёплой грустью и даже ностальгией.
Нередко создатели подобных историй прибегают к чернухе и в «Путешествии на солнце» без этого не обходятся, но большая её часть либо остаётся за кадром, либо оправдана сюжетом. Да, на экране показан жестокий мир, где люди умирают и калечат свои жизни, но создаётся стойкое ощущение сказки (и в этот раз Михайлов сделал её не только для старых, а для всех). Главный герой на бандитской свадьбе находит принцессу, а сам он — везучий рубаха-парень — Руслан-дурак. Его отца посадили, мать потеряла жизненные ориентиры после закрытия городского завода, а друзья — обычные пацаны, у которых нет особых планов на жизнь и каких-то грандиозных стремлений, поэтому каждый из них плывёт по течению в ожидании, пока не прибьёт к какому-нибудь из берегов. В итоге Алик связывается с миром криминала, а Химоз начинает увлекаться запрещёнными веществами, постепенно затягивая за собой Митю.


Для каждого из них последствия будут печальными, но только не для Руслана. Ему сказочно, как говорится, фартит, и он регулярно выходит сухим из воды. Зачастую в самый последний момент. Трипы, разборки и больничная койка (сначала с целью откоса от армии, а после уже по другим причинам) регулярно прорываются в жизнь протагониста, но он никогда не забывает, что ему нужно в жизни больше всего — та самая девушка-макгаффин, сквозной линией проходящая через весь сериал.
«Путешествие на солнце и обратно» — настоящий магнум опус Романа Михайлова. Здесь органично уживаются рэперы Бледный из «25/17» и Хаски, разговаривающие о музыке, и Даша Верещагина с Любовью Аксёновой на эпизодических ролях, пока менее популярные артисты крадут всё внимание. Проницательные мошенники-картёжники, уверенные, что будущее за интернетом, и пациенты психиатрических больниц, способные унюхать человеческую природу. Улыбчивые сектанты и врачи, ставящие спектакли. Горящие зелёным пламенем книги с изображением реальных людей и бандиты, осознающие свою смертность за несколько минут до стрелки.


Мир сериала находится где-то на стыке сна и реальности, безумия и здравого смысла, сказки и были, а главный герой путешествует между этими вселенными туда и обратно, не понимая как жить в каждой из них. Однако, как и в любой сказке, Михайлов не смог обойтись без «жили они долго и счастливо». Практически всех персонажей ждёт своего рода хэппи-энд, а слова Руслана о том, что наступает новое время, где всё будет по-другому и непонятно, что всех ждёт, звучат невероятно актуально. Однако даже в столь смутные времена можно найти своё место в мире и, возможно, именно такого финала в проекте о девяностых как раз так сильно не доставало.
