На стриминговом сервисе Apple TV+ 11 марта вышел «Последние дни Птолемея Грея» (The Last Days of Ptolemy Grey), шестисерийный проект, спродюсированный исполнителем главной роли — Сэмюэлом Л. Джексоном. В основе лежит роман Уолтера Мосли, также выступившего в качестве сценариста. Это история о старике, стремящемся раскрыть убийство своего племянника. Усложняется задача тем, что главный герой борется с деменцией. Одним из режиссёров выступил номинант на «Оскар» Рамин Бахрани («Белый тигр»). Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает о необычном сериале, сочетающем в себе детектив а-ля «Помни» Кристофера Нолана и нежную семейную историю.
Вы сейчас, наверно, удивитесь, но в карьере великого американского актёра, любимчика Квентина Тарантино, Спайка Ли и даже Disney, почти не было главных ролей или, по крайней мере, таких, в которых он был бы в центре внимания большую часть времени. Точнее, были — в «Красной скрипке», например (классный фильм, кстати). Но чаще всего мы вспоминаем Сэмюэла по ярчайшим ролям второго плана, или максимум в ансамбле с другими актёрами — как в «Омерзительной восьмёрке», откуда, кстати, в «Последние дни Птолемея Грея» перекочевал, помимо Джексона, его коллега по площадке Уолтон Гоггинс. И уж точно нигде Джексона не было так много, как в новом шоу Apple TV+, в котором великолепный актёр выкладывается не на 100, а на 100500 процентов. Но не только за ним здесь предстоит наблюдать.
Завязка у сериала вполне себе детективная: 93-летний дед Птолемей Грей живёт скромной жизнью в тихом темнокожем квартале, и его терзают мучительные воспоминания из прошлого. Он не выходит из дома (как минимум потому, что снаружи его вечно пасут, с кулаками наперевес требуя денег), поглядывает еле работающий телевизор и иногда принимает немногочисленных гостей в виде родственников. Одним из тех, кто о нём не забыл, оказывается племянник Реджи, который стабильно навещает дедулю и уговаривает записаться на экспериментальную терапию к некоему доктору Рубину. Всё меняется в момент, когда Грей, буквально вытащенный из своей квартиры другим родственником, оказывается на похоронах Реджи — кто-то его убил. Чтобы скорбелось попроще, родственники приставляют к Птолемею Робин, ещё одну племянницу, которая берётся за заботу о теряющем рассудок старике — приводит в порядок его дом, разбирается с окружающими и даже записывает на терапию к доктору, чтобы вместе они разобрались, кто же убил Реджи.
Фишка в том, что те, кто ждут детектива, скорее всего будут разочарованы. Номинально в сериале есть и интрига, и загадочное убийство, и ход расследования, и разнообразные тайны — например, откуда у Грея в доме столько заначек с деньгами? Есть даже необычная структура в духе нолановских фильмов — старик, как уже было сказано, регулярно видит перед собой образы людей из прошлого, которые перемежаются с настоящим и порой самым необычным образом подменяют реальность.
Тут надо сказать, что по части отображения хода развития прогрессирующей деменции «Последние дни Птолемея Грея» проигрывает недавнему «Отцу», где Энтони Хопкинс затерялся в лабиринтах безумия на целый «Оскар». Джексон — лицедей не хуже, а то и, пожалуй, лучше, и вполне мог бы за эту роль огрести золотого болванчика (кстати, в итоге всё равно получит статуэтку в этом году, но просто за вклад в кино). Но сами перверсии с пространством, иллюзии и прочие приколы разума реализованы без каких-то изысков. На условный хоррор не тянет — так, обрамление для сюжета.
Но это здесь и не главное. Жанрово сериал устроен интересно: собственно, детектив не наступает довольно долго, и фанатам сыщиков с огромными лупами придётся терпеть до 3-й, а то и 4-й серии, когда действие начинает хоть как-то раскручиваться. По итогу, после просмотра «Последних дней Птолемея Грея» напрашиваются ассоциации, страшно сказать, с Микеланджело Антониони — классиком кино, мастером напустить триллерного тумана в начале, чтобы потом дезориентировать зрителя уходом в неопределённость и прострацию (вспомните хотя бы недавно прокатившийся в кинотеатрах «Фотоувеличение»). Но и тут хочется прибавить приставку «анти-», потому что детектив здесь, хоть и не единственная несущая конструкция, наступает позже, чем сериал, собственно, разгорается — и вообще по сути служит предлогом к тому, чтобы рассказать историю о старости и одновременно о силе человеческого духа.
В центре — в первую очередь сам Птолемей Грей и его взаимоотношения с племянницей Робин, очаровательной девушкой (ярчайшая роль Доминик Фишбэк из «Иуды и чёрного мессии»), которая, несмотря на все сложности, самоотверженно помогает своему нежданно свалившемуся на её хрупкие сильные плечи родственнику. В итоге оказывается, что, вообще-то, перед нами семейная драма — и не об отцах и детях, а с ещё большим зазором в возрасте и, соответственно, с любопытным конфликтом в сюжете.
Опять-таки, приходит на ум недавний меланхоличный шедевр «Камон камон», где герой Хоакина Феникса путешествовал по Америке с племянником — степень родства вроде бы не такая же, как у отца и сына (или деда и родного внука), а поэтому дистанция увеличивается. И одно удовольствие наблюдать за тем, как герои её преодолевают. Так и здесь — взаимодействие Робин и Грея пропитано такой мощной химией между героями, что оторваться от экрана совершенно невозможно. Тёплая, золотистая картинка, которую создают два доселе неизвестных оператора — Ильда Меркадо (недавний «Чёрный ящик») и Шон Питерс (один из лучших доков прошлого года «Лето соула») — подчёркивают нежную интонацию, которой проникнут этот удивительный сериал.
Возможно, «Последние дни Птолемея Грея» — один из самых необычных опытов этого года, что вы можете получить. В нём нет ничего особенно нового — но кино, это всегда компиляция удачных идей, и здесь они сплетаются в гармоничном альянсе неплохого, хотя и знатно перекрученного жанрового кино с трогательной семейной драмой о том, что возраст не должен быть приговором ни для кого. И, повторюсь, если вы даже из не поклонников Сэмюэла Л. Джексона, посмотреть на то, как он сочными, хоть и тонкими одновременно штрихами выводит, возможно, самую необычную и сильную роль в своей карьере, — обязательно стоит.
Сейчас, в условиях нехватки контента в кинотеатрах (и, возможно, в будущем, на онлайн-сервисах тоже) пропускать такие самобытные и яркие, во всех смыслах, проекты попросту глупо. Включайте и наслаждайтесь. И помните — деменция ещё не означает, что ваш старик на глазах превратится в дементора. Со всем можно справиться, всё наладится, главное — любить. Людей, конкретного человека, жизнь, собаку, любимое телешоу — выбирайте, пока есть возможность.