25 января в российском прокате выходит новая картина Софии Копполы «Присцилла: Элвис и я» (Priscilla). Экранизация автобиографии Присциллы Пресли, написанной в соавторстве с Сандрой Хармон. Образы короля рок-н-ролла и его супруги на экране воплощены талантливой пташкой Кейли Спейни и красавчиком Джейкобом Элорди, знакомым многим по роли в сериале «Эйфория». Рассказываем, почему вам стоит посмотреть этот фильм.
Не секрет, что успех любого проекта зависит от вовлечённости команды, и того насколько режиссёр этим проектом горит. София Коппола («Девственницы-самоубийцы», «Мария-Антуанетта»), ставшая в своё время третьей женщиной-режиссёром, претендовавшей на «Оскар» (за фильм «Трудности перевода», 2003 г.) подошла к своей новой работе с ювелирной точностью, чётко представляя, что именно она хочет получить в итоге. Поэтому помимо режиссуры в этот раз взяла на себя уже привычные обязанности сценариста и продюсера.
На съёмочной площадке «Присциллы» София собрала все элементы для успешной кинокартины: молодые голливудские звёзды, внушительный бюджет, более чем профессиональная команда и, что самое главное, история.
Будем честны, большинство юных дев, кто тайком, а кто и во всеуслышание мечтает о романе со знаменитостью. С тем парнем, синглы которого покоряют чарты, или с актёром из любимого фильма. Присцилла в своё время сорвала куш, выйдя замуж за самого популярного певца современности, который к тому же снялся в довольно внушительном количестве голливудских кинолент. Сказка, ставшая явью, не так ли? Оказалось, что после традиционной формулы «и жили они долго и счастливо» надо приложить массу усилий, но так и не дойти (может, и к лучшему) до второй части «... и умерли в один день», но обо всём по порядку!
В той или иной степени история любви Элвиса и Присциллы знакома всем. Кто-то знает лишь, что жена Пресли была практически скандально юна, когда их отношения начали зарождаться, кто-то напротив проштудировал все известные источники в поисках подробностей этого головокружительного романа. Если вы ожидаете от фильма биографической точности и скандальных подробностей, не тратьте время. Это картина прежде всего о чувствах. И не о чувствах пары, а скорее о чувствах девушки, которой пришлось взрослеть, будучи в браке с человеком, ставшим легендой ещё при жизни.
«Присцилла: Элвис и я», как уже упоминалось, — автобиографическая повесть, выпущенная единственной законной супругой Элвиса ещё в 1985 году. Книга полна любви, мелодраматизма, трогательных и кошмарных моментов из личной жизни пары. Не секрет, что после её публикации многие обвиняли Присциллу в том, что далеко не всё, описанное в книге правда, что повесть написана лишь для популяризации их отношений и создания мифа о великой любви, что это всего лишь попытка оправдаться перед поклонниками певца, большинство из которых бывшую миссис Пресли глубоко и от души не любили. Истина, как это обычно бывает, лежит где-то посередине. Впоследствие она открестилась от некоторых изложенных в книге моментов, объявив, что читатель неверно воспринимает изложенные события.
Вероятно, тем лучше, что экранизация автобиографии случилась лишь в 2023 году, когда былые страсти покрылись пылью, у главной героини накопилось какое-то количество житейской мудрости и принятия, а режиссёром стала София Коппола, которая, к слову, один из кумиров Присциллы. Этот факт благоприятно сказался на картине, так как София провела многие часы в беседах с прототипом своей главной героини.
Вот как сама София прокомментировала этот опыт: «Её история вызывает много вопросов, ведь она была так молода, и вы думаете, как её родители вообще могли позволить ей уехать из Германии и жить с Элвисом, когда она еще училась в школе. Мне хотелось быть очень открытой, услышать от неё, каким был её опыт, и честно отразить его в фильме. Для меня это ещё история о том, каково было быть женщиной в ту эпоху».
Вдохновившись общением с Присциллой Коппола взяла структуру повествования своей картины напрямую из книги, как бы раскрывая каждую сцену как воспоминание героини о ней. Фильм охватывает десятилетний период с момента знакомства Элвиса и его будущей жены до того дня, когда Присцилла покинет Элвиса навсегда.
На протяжении всей картины режиссёр использует все средства визуальной выразительности, чтобы продемонстрировать нам внутренний мир Присциллы, при этом находясь на границе двух миров: реального и собственной призмы девушки. Например, в самом начале мы видим скучную серую Германию. В запыленных оттенках, которая начинает расцветать для 14-летней Болье только тогда, когда в её жизни стремительно и абсолютно нежданно появляется Элвис. Он очарован, влюблён, и мир вокруг них начинает робко наполнятся красками, которые тут же начинают стираться, стоит только Элвису покинуть Присциллу, вернувшись в США.
Роман, как кажется девушке, потухает, не успев начаться… выгорает и выпыливается цвет из окружающего мира, одеяний героев, с открыток и даже обоев. При этом все манипуляции проведены настолько мастерски, что это не кажется ни нарочитым, ни неестественным.
Вскоре Элвис вновь возвращается в жизнь школьницы, каким-то неведомым образом уговорив родителей отпустить её к нему на пару недель. И вот когда юная дева оказывается в знаменитом поместье Грейсленд, мир взрывается светом и фактурами вокруг Присциллы, а вместе с ней и вокруг зрителя. Мы всё глубже погружаемся в этот ванильный, тёплый «свадебный торт», как его назвала сама София Коппола.
За цветовым преображением мира следует преображение и самой юной возлюбленной Элвиса, которая начнёт менять наряды со скоростью света преображаться в образ всё меньше и меньше напоминающий ту девочку, что совсем недавно уехала от родителей из Германии на короткие каникулы в США. Тем более поразительным выглядит её обратное преображение в серость и запыленность старомодной европейской Германии по приезде домой. Впрочем, совсем скоро она переедет к Элвису и покинет Европу.
Несмотря на невообразимо прекрасный и продуманный визуальный ряд к концу картины у зрителя остается множество вопросов к героям. Так как мы находимся внутри воспоминаний Присциллы, то сцены счастья в кругу друзей Элвиса, сменяются сценами горького одиночества и ожидания возлюбленного, затем жениха, а потом и мужа… Это впечатление усиливается тем, что режиссёр намеренно решила взять на роли звёздной пары актёров с бОльшей разницей в росте, что у их прототипов. Присцилла смотрит на Элвиса всегда снизу вверх, что усиливает ощущение покинутости и отдалённости от мужа. О чём думает и что чувствует героиня в этот момент, нам только намекают, поэтому до самого финала, когда она покидает Грейсленд и Элвиса, мы будто наблюдаем совсем со стороны и часть истории проходит за пределами нашего восприятия.
В финал этой экранной истории Присцилла приходит собой. Она постепенно сбрасывает с себя все те образы, что навязывал ей муж на протяжении всех отношений, и на пороге Грейсленда мы видим девушку, которая хоть и растеряла всю юношескую восторженность и наивность, но вернулась наконец к себе настоящей. Она снова та самая Присцилла Болье, которую мы видели в первых сценах фильма...
Вечная история, хоть и не о вечной любви. Один из тех фильмов, с которым надо ознакомиться хотя бы потому, что это кажется единственная картина об Элвисе, где практически не звучат его песни.
Вся музыка осталась за воротами Грейсленда. Вся любовь осталась в музыке.