Закончился второй сезон «Первобытного» (Primal) Геннди Тартаковски — уникального сериала о приключениях неандертальца Копьё и тираннозавра Клык. Каждая серия первого сезона была посвящена конкретному виду первобытного страха, который живёт в нас до сих пор. Второй сезон заметно изменил повествование, но общая нить сохранилась — на этот раз Тартаковски решил показать нам другое эхо прошлого: инстинкты.
Дальше будут спойлеры ко второму сезону «Первобытного».
Первобытная теория
Начнём, внезапно, не с первой серии, а интерлюдии в середине, потому что она прямым текстом говорит, о чём второй сезон «Первобытного». В ней мы внезапно перемещаемся в будущее — в Лондон конца 19-го века. Группа учёных собралась в особняке и смеется над теорией коллеги Чарльза о том, что в каждом из нас живёт первобытный человек, который, несмотря на технологические и научные достижения, в определённых обстоятельствах может вырваться наружу. Этот «внутренний неандерталец» как раз состоит из древних инстинктов, сохранившихся в нас до сих пор.
Хохмы коллег быстро прекращаются, когда в особняк пробирается психопат-маньяк, очень напоминающий Копьё (и по телосложению, и по поведению). Незванный гость охотится на учёных, убивает их одного за другим — в итоге остаются только Чарльз и Лорд Дарлингтон, хозяин дома. По ходу эпизода они постепенно возвращались в прошлое — сначала пытались убить маньяка из пистолетов, а в итоге докатились до лука и стрел. И когда ничего из этого не помогло…
Дарлингтон остаётся один на один с «гостем» — и в нём просыпается инстинкт самосохранения, потому что если он не победит сейчас, умрёт. Такое возвращение к корням не только открыло второе дыхание, но и дало небывалую силу, увеличило болевой порог и позволило биться до последнего. Инстинкт проснулся из-за безвыходной ситуации и смертельной опасности — и полностью захватил разум Лорда. Поэтому, когда маньяк был сражён, Дарлингтон пребывал в шоке тем, что сделал. И при определённых обстоятельствах в каждом из нас может пробудиться что-то подобное, ведь инстинкт самосохранения — один из самых важных.
Инстинкты
Стоит обозначить, о чём мы вообще говорим. В современной психологии ведутся споры, есть ли у человека инстинкт в принципе или они уже эволюционировали и переросли в потребности. Консенсуса нет, но Тартаковски в «Первобытном» занимает позицию, что да, они существуют, просто очень глубоко внутри. По определению инстинкты — это модели поведения, которые заложены в нас генетически и вызываются внешними раздражителями. Вопрос лишь в необходимых раздражителях.
В каждой серии исследуется один из инстинктов человека (и тираннозавра). Список, конечно, не совсем научный, хотя во многом перекликается с понятием базовых инстинктов: самосохранения; продолжения рода; исследования; доминирования; свободы. Даже этот список не везде одинаковый, но чаще всего встречаются именно эти модели. Тартаковски исследует и их, и другие инстинкты, с которыми мы часто сталкиваемся.
Море отчаяния
Теперь пойдём по порядку с первой серии. В ней Копьё и Клык пытаются догнать своего нового друга Миру, которую похитили неизвестные. Они строят плот и плывут через море. Вся серия посвящена инстинкту кооперации, благодаря которому нам намного комфортнее и продуктивнее работать в команде или просто выживать — на этом, собственно, стоит концепция общества.
Сначала тираннозавр помогает человеку построить плот, потом они поочерёдно гребут вперёд и, конечно же, сражаются. Вроде как тут ничего нового, они и раньше друг другу помогали, между ними сильная связь. Инстинкт кооперации проявляется в другом: голоде. тираннозавру ничего не стоит съесть Копьё, но он этого не делает, даже спустя недели голодания. В нём как раз играет инстинкт кооперации: он подсознательно понимает, что вместе у них больше шансов найти еду и выжить. И в противовес этому эпизод заканчивается разлукой героев.
Тень судьбы
Герои недолго были по отдельности, но за это время столкнулись с одиночеством и в них проснулся инстинкт поиска общества. Для Клыка это свелось к столкновению с будущим партнёром — они не только не стали друг на друга нападать, но потом даже разделили «трапезу» и отправились вместе на охоту. Копью искать не пришлось, его самого нашли, но впереди ждало другое испытание — проявление доверия. Сначала он напал на своих спасителей, но когда понял, что те готовы принять его, быстро прекратил агрессию, потому что это в его же интересах.
Сигнал об этом пришёл как раз от инстинкта поиска общества, из-за которого люди начали сбиваться в племена и т.д. Немного перекликается с прошлым пунктом, но на деле это слегка разные вещи, потому что первое растёт из страха смерти, а второе — из страха одиночества.
Рассвет человечества
Пока Клык лежит и депрессует из-за смерти партнёра, серия концентрируется на Копье, который находит следы других первобытных людей. Он отправляется исследовать пещеру с наскальной росписью, а потом племенные места для охоты и разрушенную деревню. Благодаря рисункам и другим следам он не просто понимает, но и видит, что там происходило, как жили эти люди. И узнаёт в них себя.
В Копье возник инстинкт исследования, направленный на получение информации для дальнейшего использования. Знание — сила, так было ещё до появления математики и других наук, поэтому в нас природой заложено стремление к поиску. Позже в серии, когда Клык и Копьё приходят в деревню викингов, они не нападают сразу, а сначала её исследуют в поиске Миры.
Красный туман
Вскоре после Клыка и Копья в деревню возвращаются их воители на грозных медведях. Начинается долгий кровавый замес, в который постепенно втягиваются все вокруг — даже женщины и дети. Поначалу всё очевидно: главные герои защищаются из инстинкта самосохранения, их противники — также. Клык и Копьё довольно мастерски разделываются с врагами, освобождают рабов и уже в целом готовы валить, но их не отпускают и заваливают градом стрел.
Тут в них просыпается ярость, которую тоже можно считать инстинктом. Герои полностью отдаются этому чувству, устраивают настоящую кровавую баню и буквально истребляют всех вокруг. Это слепая злость, активированная десятками стрел, вонзившихся в тела и вызвавших немыслимую боль, которая и стала катализатором откровенно животного состояния Клыка и Копья. Слегка напоминает нервный срыв, только не в сторону страдания, а скорее к уничтожению всего, что попадётся на глаза. А-ля режим берсерка, о котором тоже достаточно легенд.
Видар
После смены перспективы в конце четвёртого эпизода, действия Клыка и Копья уже не кажутся оправданными — и самое время, потому что теперь инстинкты показывают через викингов. Отец и сын, чью деревню вырезали главные герои, отправились преследовать убийц и довольно быстро их нашли. С первого раза навалять им не получилось, но викинги не остановились. Их вёл Видар — скандинавский бог мщения.
Месть тоже можно считать инстинктом, в таком контексте её даже можно назвать жаждой справедливости. Она стала главной и единственной целью выживших викингов, заставив их биться до смерти. Триггером послужила потеря всего — дома, родных, друзей, — и без них осталась только месть. Она, наверное, один из самых сильных инстинктов — не просто так это чувство лежит в основе огромной части историй, у него даже собственное божество есть!
Колоссы. Часть 1
Копьё, Клык и Мира попадают в плен к некой Клеопатре, которая приручает их силой и шантажом. Она сначала показала им своё мега-оружие в виде Колосса, а потом забрала яйца тираннозавра, угрожая их разбить. В итоге все оказались на службе Месопотамии и стали движущей силой их многочисленных завоеваний, покорно выполняя команды царицы.
В героях заиграл инстинкт покорства, вызванный отчаянием. Они попали в безвыходную ситуацию, когда достижение их цели (сохранение яиц) возможно только через выполнение воли хозяина. Царица их просто задоминировала, подчинила, оставила без воли и путей отступления. Колосс оказался в той же ситуации — Клеопатра забрала его дочь. Даже могучие воины подвержены отчаянию и покорению, потому что этот сценарий заложен в генах у каждого. Нужно просто знать, как его активировать.
Колоссы. Часть 2
Правда, через какое-то время в игру вступает инстинкт свободы, бунта. Когда терпеть уже невозможно, душа просится на волю и лишь ищет удобного момента. Этот инстинкт заложен в саму суть человека и всегда борется с покорством — кто сказал, что инстинкты не могут быть противоположными?
Колос свалился в крайность — его заставили делать то, что просто сломило волю гиганта: он даже не пытается сбежать, когда Копьё открывает клетку. Но наши герои при первой удобной возможности решаются на побег, потому что того требует их природа. Людей как раз сажают в клетки, а не ставят в угол, потому что инстинкт свободы есть в каждом из нас и без должных ограничительных мер мы сбежим. Правда, не каждый бунт обретёт успех, покорство может снова взять верх, вот только инстинкт свободы никуда не денется.
Колоссы. Часть 3
Колосса заставляют казнить Клыка, но тот сомневается. Он вспоминает, как его поймали — из всей деревни только он стал сопротивляться и проявил силу, поэтому и попал в армию. Колосс смотрит в глаза тираннозавра и видит что-то знакомое: жажду свободы, тот самый инстинкт, который в нём сломили напрочь. И начинается настоящий бунт. Поначалу в битву вступили только герои и сам Колосс, но позже тот находит соплеменников, которых посадили на вёсла. Они — гиганты, но покорно выполняют приказы солдат-коротышек. Как такое возможно?
Против них сыграл известный стадный инстинкт: при захвате деревни они все покорились, все стали рабами, все следовали примеру друг друга. Они даже не подозревали, что может быть иначе. Как и Колосс в своё время, пока не заразился свободолюбием Клыка и не стал сопротивляться. А потом своим примером поднял восстание рабов, которые наконец осознали свою силу и сбросили кандалы. Теперь стадный инстинкт начал играть на них, а не против. Примерно также он функционирует в реальной жизни: то, что по идее может объединить людей и поднять волю, в то же время при правильном использовании может их и подавить.
Отзвуки вечности
В последней серии Копьё, Клык и Мира находят пристанище и могут вздохнуть спокойно. тираннозавр из материнского инстинкта, который наконец вышел на первый план после покорства, начала заботиться о детёнышах. Мира вернулась домой и начала восстанавливать связи. А Копьё решил оставить след, нарисовав свою историю на стене дома. Правда, позже их нагнал демонический викинг (месть буквально вернула его с того света), практически убил неандертальца и скрылся в аду.
Мира, увидев состояние Копья и его жажду оставить след, поняла, какому инстинкту стоит дать волю. Самому важному, который, наверное, чаще остальных определяет наши действия — инстинкт продолжения рода. В основе этого порыва не тяга телесности и похоть, а нечто другое — страх потерять всё пережитое, набранный опыт, навыки и инстинкты. Мира понимала, насколько выдающийся перед ней индивид и что ему нельзя просто кануть в лету. Она сделала то, что должна была: подарила жизнь в благодарность за спасённую жизнь. И продлила род Копья.
Третий сезон пока не анонсировали, но Тартаковски тизерит продолжение мультсериала, только в другом ключе и с новыми персонажами. История Копья и Клыка подошла к концу. Страхи Геннди уже разобрал, инстинкты исследовал, что на очереди? Эмоции? Кажется логичным продолжением, но может у вас есть другие идеи? Пишите в комментариях.