В конце октября на «Кинопоиске» стартует сериал «Преступление и наказание» — экранизация романа Достоевского с Иваном Янковским в главной роли. У руля — Владимир Мирзоев, знакомый многим по шумным «Топям» и «Внутри убийцы». У проекта высокий уровень ожидания, что связано не только с кастом, фигурой режиссёра и феноменом Достоевского в России, но и прогревом аудитории: за три дня премьеру перенесли не один раз. Рассказываем о плюсах и минусах сериала и разбираемся, почему кинокритики называют его кринжем.
«Я вас ножницами всех отрезал. Всех вас».
В красном худи и светлом тренче бывший студент юридического факультета Родион Раскольников (Иван Янковский) разгуливает по улицам Петербурга. Подслушивает чужие разговоры, заходит в супермаркет, чтобы отпить кефира, пока никто не видит, и постоянно разговаривает сам с собой. Точнее — с утончённым чёртом (Борис Хвошнянский), обутым в таби на каблуке и именуемым на сайте «Кинопоиска» Тенью, отсылая нас к Юнгу. Тот пытается уговорить его на убийство микрофинансовой заёмщицы (Ёла Санько). Родя отказывается и отчаянно гонит гостя разума. Говорит, что не верит. Но чего ради? Ведь мы уже знаем итог.
Сценарист Анастасия Мирзоева переносит действие романа Достоевского в наши дни, отсюда и знакомые элементы — худи, автомобили и телефоны. При этом герои разговаривают репликами эпохи Фёдора Михайловича со всеми «особля» и «купчихами». И это один из первых бросающихся в глаза провалов. Хотели сделать с выдумкой, но ушли не в ту сторону. Если и переносить действие в современность, то делать это не на половину. Не отрицаем факта, что Мирзоевы преследовали цель погрузить зрителя в сумасшествие героев романа, отсюда и сюрреалистичность происходящего — мол, студент в худаке разговаривает, как представитель XIX века.
Проступают и прочие нелогичные действия — например, Раскольников слышит разговор двух прохожих о пользе убийства старухи, находясь через дорогу от них. Шум улицы и мимо проезжающих автомобилей не мешает ему понять беседу слово в слово. И тут мы снова возвращаемся к замыслу Мирзоева — возможно, этот диалог тоже следствие безумия персонажа. Но не работает он. То же и с Дуней (Любовь Аксёнова), которая в доме Свидригайловых приводит детей в зал с бассейном и не видит труп прислуги в воде. Его замечают только тогда, когда ребёнок врезается в тело во время плавания. Как говорится, упс!
При этом идея придать внутреннему голосу Раскольникова физическую форму выглядит выигрышно. Понятно, что тут невольно вспоминаешь «Мастера и Маргариту», тем более что одну из ролей играет Юлия Снигирь. Герой Бориса Хвошнянского преследует и других героев — ту же Дуню, которая бежит от любви Свидригайлова к Лужину. Чёрт управляет Петербургом, его жители — марионетки, задача которых — пасть от греха.
Экранизировать классику — заведомо опасное дело. Недавний пример — упомянутая ранее экранизация «Мастера и Маргариты», которую либо обильно поливали грязью, либо до неприличия восхваляли. Михаил Локшин отошёл от дотошного воспроизведения последней версии романа Булгакова, акцентируя внимание на любовной линии главных героев. Мирзоевы тоже не пытаются перенести творение Достоевского точь-в-точь — это становится понятно уже с появления чёрта. Тут много додумываний сценариста и режиссёра. Так, драматург уделяет много внимания Марфе Петровне Свидригайловой (Юлия Снигирь), которая существует среди измен развратного мужа и манипулирует Дуней. То же касается и Сонечки Мармеладовой в исполнении сразу двух актрис — Дианы Енакаевой и Алёны Михайловой, появляющейся после нравственного падения героини. Стоит ли дополнить, что мы попадаем в холодный Петербург, хотя Достоевский описывал летний зной?
В «Преступлении и наказании» видно авторский почерк Мирзоева, чего не случилось с сериалом «Внутри убийцы». Новинка наверняка понравится тем, кто в своё время сошёл с ума от «Топей». Режиссёр работает с постоянным кастом — так, в новом проекте снова появляется тандем Ивана Янковского и Тихона Жизневского. Диана Енакаева перебегает из «Внутри убийцы», а без Вероники Мохиревой в принципе сложно представить последние работы мастера. Каст поистине звёздный: тут и Владимир Мишуков, и Никита Тарасов, и Юлия Марченко и даже Виктория Толстоганова. Нужен ли такой размах? По большей части все выглядят на своих местах. Другой вопрос: смогут ли актёры талантом перекрыть сценарные и режиссёрские погрешности?
«Преступление и наказание» — сплошная психоделика. Это температурный сон во всех безумных проявлениях. Сериал не нужно воспринимать никак иначе. Не стоит искать здесь поклонения Фёдору Михайловичу и великой русской культуре, или чего хуже — нравоучений. Эта странность и привлекает — она обволакивает и затягивает в бездну. Израненные животные, кровоточащие раны и насекомые — Мирзоев пользуется уже классическими для него перебивками, помогающими понять, что здесь всё нереально.
Помимо этого, проект пестрит сексуализацией. Впрочем, как и предыдущие работы постановщика. В экранизации постоянно кто-то сношается или оголяется — и касается это не только Сонечки Мермеладовой. Все персонажи карикатурны: Раскольников — вовсе не философ, а городской сумасшедший, Дуня — вообще нечто непонятное, а Свидригайлов — до одури безнравственный тип. Янковский опять играет с надрывом и иронией, которую мы уже видели в «Топях» и «Фишере». Юлия Снигирь роскошна, как и Борис Хвошнянский, которому наконец дали значительную роль. Про остальных сказать сложно: пока присматриваемся.
Всё это дополняется металлическим саундтреком — лязгающими звуками лопающихся струн, врывающихся в моменты полной тишины. А разбавляют их композиции из альбома «Мир» Леонида Фёдорова. Получается самая настоящая вселенная безумия, в которую ты добровольно ступаешь.
В первых сериях Раскольников не кажется центральным героем. Мирзоев снимает о Петербурге, а не о конкретном человеке. Расхождений с романом прилично — это всё же сериал по мотивам. Пока что проект цепляет нарочитой психоделикой — да простят читающие текст кинокритики. По крайне мере, за развитием истории интересно наблюдать. Посмотрим, что будет дальше.