13 марта FuturLab анонсировала продолжение прогремевшего симулятора мойщика зданий и транспорта PowerWash Simulator. А в 2024 году разработчики отчитались, что первая часть продалась тиражом выше 12 миллионов копий! Чем людям пришлась по душе работа уборщиком, разбираемся в статье.
Первопроходец в жанре
PowerWash — не первый проект, в котором протагонистом выступает обычный уборщик. До него в 2013 году вышла инди-игра Viscera Cleanup Detail от RuneStorm Games. Действие симулятора происходило на космическом корабле, в котором произошла настоящая бойня в стиле DOOM и Dead Space. Повсюду кровь и оторванные человеческие конечности. А главный герой всего лишь уборщик, недавно устроившийся на работу. Ему-то и придётся отмывать весь этот ужас. В вооружении: швабра, ведро с водой, мусоросжигатель и друзья, с которыми можно было убираться в кооперативе.

Viscera Cleanup Detail — скорее ирония над динамичными аркадными шутерами. После ожесточённой битвы ведь кто-то должен убраться и привести корабль в нормальный вид? Так и получился симулятор уборщика, в котором игрок долго и уныло промывает каждый кусочек кровавой локации. Так сказать, Clean and Wash until it Shine «чисть и мой, пока не засияет».
Несмотря на то, что симулятор задумывался противоположностью веселья, она получила небольшую популярность среди фанатов инди-игр. Viscera Cleanup Detail получила несколько дополнений, и с разработчиком даже заколлабились Devolver Digital. Все купившие первую часть шутера Shadow Warrior получали в комплекте с ней и отдельную часть симулятора уборщика, в которой нужно было отмывать от крови первый уровень игры.
А теперь о PowerWash
Первый проект инди-студии FuturLab под названием PowerWash Simulator вышел в 2022 году под издательством Square Enix. В ней главный герой — владелец частной фирмы в вымышленном городе «Макингем» — занимается мойкой всего подряд: транспорта, домов, площадок и предметов интерьера. Здесь всё цивильно — никакой расчленёнки и крови, только объекты, полные грязи.
Геймплейно PowerWash довольно простой: орудовать игрок будет мойкой с бесконечным запасом воды и набором сопел, регулирующих ширину струи. Чем она шире — тем хуже отмывает грязь с поверхностей. К каждой мойке в комплекте идёт четыре сопла с разной шириной. Ещё два (с мыльными растворами и турбо-сопло) нужно докупать к каждой мойке отдельно. Докупать придётся и насадки, увеличивающие дальность струи.



Зарабатывает на всё это игрок по мере прохождения уровня. Деньги дают не только за полное выполнение задания, но и за очистку одного элемента. Например, в самом первом уровне нужно отмыть собственный грузовик от грязи. Оплачивается каждая отдельная часть машины: фара, шина, стекло, дверь, зеркало и другие. После прохождения определённого процента на телефон протагониста будут приходить СМС-ки от заказчика, впечатлённого результатом работы. После работы симулятор покажет таймлапс с процессом чистки.
Поначалу заказы будут относительно небольшими: уже упомянутый грузовик, мотоцикл, задний двор дома. Но по мере прохождения уровни будут становиться всё больше и больше, доходя до размеров двухэтажных домов и поездов. Заказы можно выполнять как одному, так и с друзьями — в игре есть кооперативный режим до шести человек. По мере прохождения будут открываться новые, более мощные мойки, с изначально большим радиусом действия.
Некоторые места для мойки недосягаемы, поэтому всегда можно присесть, или даже прилечь, как в Call of Duty, чтобы промыть нижнюю часть садовых качель. До других, наоборот, тяжело дотянуться — например, до крыши дома. Для этого игрок может использовать стремянку. Грязь в PowerWash делится на несколько видов, включая мох и ржавчину. Их убрать сложнее, чем стандартный чёрный налёт неизвестного происхождения. Для них придётся использовать напор посильнее.

И снова получился достаточно популярный проект. За три месяца он преодолел отметку в три миллиона копий, и разработчики сразу же начали работать над дополнениями. Всего выпустили 15, и среди них много кроссоверов. Так, игрок сможет убраться в Мидгарде из Final Fantasy VII, почистить особняк Лары Крофт из Tomb Raider и отмыть… Бикини Боттом из «Губки Боба».



Последний кроссовер вышел 4 марта и был посвящён вселенной «Уоллеса и Громита». Сами мойщики стилизованы под роботов, созданных Уоллесом. По дому катается игрушечный поезд, снаружи вращающийся пруд и механизмы в подвале. Отмыть можно даже ракету, на которой Уоллес и Громит отправлялись на Луну за сыром. Остаётся только один вопрос:



Откуда такой успех?
Казалось бы, в эпоху, когда каждый второй проект — это динамичные шутеры, слэшеры, приключения в открытом мире, сюжетные и соревновательные игры, странно, что народную любовь получает симулятор, в котором ничего не происходит. Нужно просто отмывать грязь. Но в этом и весь шарм.
В PowerWash Simulator нет глубокого сюжета, огромных веток прокачки, открытого мира, злодеев, противников и высокой сложности. Только игрок, мойка и грязь, которую нужно очистить. Стоит только начать мыть очередной объект, уже сложно просто взять и остановиться: «Я ведь уже отмыл 20% дома, только посмотри на эту чистую стену!» Тут работает правило ещё одной катки. Нельзя же просто взять и оставить дело незаконченным!

Это очень простая игра, ведь в ней нельзя проиграть и умереть, у неё нет каких-то тяжёлых механик, которые придётся заучивать, а любую грязь можно отмыть бесплатными соплами. Можно лишь замедлить себе процесс, постоянно скупая мыло для разных поверхностей, но и это нельзя назвать проигрышем. Какая разница, насколько долго отмывается поверхность, если в этом весь смысл?
В симуляторе наглядная прогрессия. Игрок своими глазами видит, сколько он уже «прошёл» от уровня и сколько ему ещё осталось намыливать. И несмотря на отсутствие как такового «челленджа», в ней всё ещё можно выработать свою тактику: с какой стороны начать мыть здание, первым делом взяться за большие объекты или оставить их напоследок. Ходить и сравнивать, как выглядело здание до и после отмывки приносит огромное удовольствие из-за контраста и потраченных усилий.


Таким образом PowerWash создаёт сильный медитативный эффект. Когда игрок буквально идёт по течению своей мойки и после тяжёлого дня может заняться чем-то, что не требует большого внимания, реакции и, банально, вдумчивости.
Согласно исследованию из Оксфорда, в котором приняло участие 8695 человек, у людей, играющих в PowerWash Simulator «немного поднимается настроение» в первые 15 минут после её запуска. Причём симулятор мойщика справляется с этим лучше, чем просмотр телевизора, чтение и шоппинг!
И это актуально не только по отношению к этому проекту, многие инди-игры выстреливают по тем же причинам, в том числе и симуляторы. Это, и фермерство в Stardew Valley, и ремонт в House Flipper и работа дальнобойщиком в Euro Truck Simulator 2. Но такой жанр популярен не только у игроков, но и стримеров. Почему?

А вот тут уже возникает другой фактор. Одна из важнейших черт каждого стримера — возможность прямого диалога с аудиторией во время трансляции. Это одна из сфер развлечений, в которой зрители ближе всего к блогеру. Но эта близость теряется, когда он вовлечён в игру, которая требует большой концентрации. Тут-то и помогают подобные симуляторы.
Часто на прямых трансляциях в жанре Just Chatting, когда стримеры просто общаются со своей аудиторией, они часто включают ролики, служащие фоном. Блогеры добавляют движения в потоке и не дают заскучать. Например, это видео с чисткой ковров или нарезка мыла, любой подобный контент без смысловой нагрузки.
Ту же возможность создают и симуляторы вроде PowerWash, ведь её геймплей не требует большого внимания и у контент-мейкера большее окно для общения с аудиторией. Вдобавок к этому и появляется фон, создающий больше динамики в трансляции.

В случае со стримами Euro Truck Simulator 2 ещё и добавлялось больше интерактивности. Некоторые блогеры включали настоящее радио в игре для большей аутентичности, и многие пользователи через станции в шутку просили передать стримеру привет.
Во времена популярности хардкорных тайтлов вроде Elden Ring и соревновательных шутеров наподобие Fortnite и Valorant, проекты, которые не заставляют игрока разучивать карту, атаки противника и создавать эффективный билд, наподобие PowerWash Simulator — ощущаются глотком холодной воды после пройденной стометровки. Освежающе.

