Недавно стало известно, что Kilter Films, студия Джонатана Нолана и Лизы Джой, подарившая нам, например, «Мир Дикого Запада», снимет сериал по мотивам Fallout для Amazon Prime Video. Пока о проекте нет новостей, мы решили заглянуть в прошлое и вспомнить предыдущую попытку перенести ретро-футуристичный постапокалипсис на большие экраны.
В 1997 году вышла первая часть Fallout, положившая начало целому направлению постапокалиптических RPG. Успех игры был невиданным для студии Interplay, поэтому годом позже было создано подразделение Interplay Films. Его цель — экранизировать проекты студии. В 1998 году Брент Фридман, известный по работе над сценарием Mortal Kombat: Annihilation и Command & Conquer 3: Tiberium Wars, написал первый вариант сценария по мотивам Fallout (в том же году вышла вторая часть игры). Всего было три редакции сценария, и вторая его версия была опубликована самим Фридманом на фанатской википедии по Fallout в 2011 году. Её питч-пересказ можно прочитать в сети.
К сожалению, фильм так и не взяли в работу, а Interplay Films так и не смогло выпустить ни одной картины, из-за чего подразделение было упразднено в 2000 году. Впоследствии, когда права на Fallout попали к Bethesda, студия отклонила множество предложений по адаптации и официально решила экранизировать франшизу лишь в 2020 году вместе с Kilter Films.
Если у вас нет желания читать подробный пересказ сюжета, в конце текста есть его краткая версия.
Так каким мог быть фильм?
Действие начиналось в Убежище 13, где стартовало действие оригинальной игры. Главный герой (в сценарии имён нет) был молодым жителем убежища из новых поколений, кто вырос под землёй и никогда не видел прошлый мир. Для имитации в бункере есть даже специальный поезд, вокруг которого по кругу прокручивается пейзаж довоенного ретро-футуристического Лос-Анджелеса.
Общество регулируется Советом старейшин. Например, они определяют, кто на ком будет жениться, согласно специальному брачному предписанию. Молодых людей подбирают друг к другу не по любви, а по соответствию генетических параметров, чтобы их дети были здоровыми.
Главный герой не хочет мириться с такой имитацией жизни и призывает всех покинуть убежище в поисках лучшего места. Конечно, совет старейшин недоволен такими «революционными» настроениями, поэтому придумывает хитрый план, как избавиться от парня. Идея проста — главный герой обнаруживает неполадку в системе очистки воды. После долгих обсуждений совет отправляет на поверхность небольшую экспедицию, чтобы они сходили в расположенное неподалёку Убежище 8 и выменяли у его жителей запасной чип для очистки воды.
Совет старейшин держит в тайне экспедицию, потому что не хочет паники внутри убежища. Всего в экспедиции четверо: главный герой, охранница, друг главного героя — техник и учёный. Но, несмотря на все их старания, слухи внутри убежища всё равно возникают.
За пределами убежища мир точно такой, каким его любят фанаты: кругом руины и радиоактивные пустоши. Техник погибает в самом начале по неосторожности, попавшись в ловушку мародёров. Остальным удаётся сбежать после перестрелки, и, потрёпанными, они добираются до Убежища 8, которое… открыто и разграблено. Внутри тела погибших жителей и трёхметровых мутантов.
Главный герой спускается внутрь убежища, но не обнаруживает там ни целого чипа, ни других жителей. Зато герои находят незнакомца, устроившего ловушки для всех гостей. Он описан в сценарии в стиле Безумного Макса. Герои рассказывают ему о цели своего путешествия, и он решает им помочь в поисках чипа. Но лишь если ему отдадут ГЭКК из Убежища 13 — специальное устройство, цель которого восстановить окружающую среду после радиационного заражения, сделать её вновь пригодной для жизни. Такое устройство есть в их бункере, главный герой как раз был младшим инспектором убежища в Отделе снабжения и следил за ГЭКК.
Так четвёрка отправляется в Хаб, город, хорошо знакомый фанатам первой игры. Добираются они до него на вездеходе Макса, с помощью которого быстро проезжают мимо мутировавших джунглей, которые разрослись после того, как кто-то использовал ГЭКК на радиоактивной земле. Они населены мутантами, в том числе двухголовыми детьми. Главный герой по ходу сюжета должен всё фиксировать в своём ручном компьютере Пип-бое.
В фильме Хаб — руины Торгового центра Беверли в Лос-Анджелесе. Внутри огромный рынок, где можно купить всё — от оружия до рабов. Макс предупреждает выходцев из убежища, что нужно быть осторожными и никому не рассказывать, откуда они. Это последний закрытый бункер в округе, и всем нужны ценные вещи, которые можно добыть внутри. Главный герой пробует купить нужный ему чип за довоенные деньги, но они никого не интересуют в Хабе.
Макс отводит спутников к главе Хаба Декеру. У них с Максом сложные отношения, но, держа в голове ценные трофеи убежища, он готов дать чип взамен на две жизни. Герои обещают подумать и вернуться утром. Отношения между Максом и главным героем описаны в духе дружбы Люка Скайуокера и Хана Соло из «Звёздных войн». А ещё у Макса роман с охранницей. После секса он рассказывает ей, что вырос в Убежище 8, но выжил, когда на него напали мутанты. Пытаясь найти своё место в Пустошах, он работал на Декера, а затем сбежал и жил в опустевшем убежище в одиночестве.
Ночью на гостиницу, где они остановились, нападают мутанты — они ищут спутников Макса. Герои сбегают, но хотят вернуться за учёным, от чего их пытается отговорить Макс; но учёный сам их находит, утверждая, что сбежал из Хаба. Позже у Декера выясняется, что он сдал своих спутников в обмен на несколько водных чипов. Учёный заботится об убежище, а чрезмерное доверие остальных к незнакомцу его напрягает. Потому он сговорился с мутантами. Завязывается перестрелка, в ходе которой Макс убивает Декера, а мутанты требуют координаты Убежища 13. Макс соглашается выдать их, если ему отдадут ГЭКК и отпустят.
Оказывается, под торговым центром есть громадная парковка, где живут мутанты. Руководит ими уникальный мутант Создатель, он же был главным антагонистом в оригинальном Fallout. С помощью специального мутагена (вируса рукотворной эволюции или ВРЭ) он создаёт себе армию мутантов. Когда-то давно ему не хватило денег на место в убежище, поэтому он остался наблюдать Конец Света.
Создатель мутировал, но злость к жителям убежищ не позволила ему умереть. Он создал ВРЭ, и с его помощью превращает простых людей в мутантов. Единственная проблема — мутанты стерильны, а значит армия его требует постоянного пополнения людьми. Создатель верит, что главный герой и охранница помогут ему создать своих Адама и Еву, которые станут началом новой расы сверхлюдей.
Пока злодей рассказывает свой план, Макса отводят в хранилище различных трофеев, где вручают сломанный ГЭКК. В гневе он убивает мутантов и решает помочь своим новым друзьям спастись… Но не успевает вовремя: учёного закидывают в чан с мутагеном. Остальные сбегают, а Создатель заботливо делится своими планами с новым сверхчеловеком.
Дальше в сценарии описана эпичная погоня: мутанты на машинах мчатся за героями, но вездеход Макса лучше приспособлен к уничтоженным дорогам Лос-Анджелеса. Это лишь отсрочка битвы: на подъезде к Убежищу 13 они понимают, что мутанты скоро будут здесь и попробуют ворваться в бункер. Смотритель отказывается пускать людей, но с помощью отца главного героя дверь всё же удаётся открыть.
Дальше в питче описана масштабная бойня (именно так, это не продуманное сражение). Мутанты штурмуют бункер, выжившие отстреливаются, с обеих сторон гибнут сотни (в их числе и отец главного героя). У него эпичная дуэль с мутировавшим учёным, который погибает на той самой модели поезда, курсировавшей по кругу.
В конце битвы мутанты повержены, а главный герой выполняет обещание — отдаёт Максу ГЭКК. Это тяжёлое решение для него, но он — новый лидер в убежище, нужно отвечать за свои слова. По закону жанра, казавшийся мёртвым Создатель притворялся — он вкалывает Максу мутаген, и тот просит главного героя убить его, чтобы не позволить превратиться в монстра. И ещё одна проверка его лидерских качеств в том, что он исполняет просьбу друга.
Заканчивается всё красивой сценой, где 50 выживших, в том числе главный герой и охранница, живут в деревне Арройо, которая ещё сыграет свою роль в Fallout 2. С помощью ГЭКК им удалось сделать почву плодородной и начать жизнь с нуля. У главных героев есть дети, и теперь они и правда Адам и Ева, какими их видел Создатель.
А можно пересказ покороче?
В основу фильма должен был лечь оригинальный Fallout, но выбрали переработанный вариант: вместо одного героя — отряд из четырёх. Их цель — найти новый чип для очистки воды в родном убежище. По пути они встречают местного Безумного Макса, навещают город-рынок, ввязываются в войну с мутантами, которыми руководит Создатель (как и в игре), и приводят их к стенам родного бункера. Там в ходе эпичной битвы погибают почти все, кроме главного героя и девушки. Эти двое уводят выживших и строят новое общество, смотря в светлое будущее.
Хорошим был бы фильм?
Фанаты оригинальной игры возразят — сценарист вольно пересказал Fallout, и это правда. Огромное количество деталей и сюжетных линий перенесли в сценарий из игры, местами это даже выглядит откровенно лишним (например, зачем в сюжете вообще нужен Декер? На его месте мог быть любой главарь бандитов).
При этом сама история в питче не такая линейная. Периодически повествование прыгает с выходцев из убежища на оставшихся в нём: недовольство смотрителем растёт, что выливается в дополнительную драму в финале, когда его свергают перед эпичной битвой.
В сюжете хватает и странных вещей. Например, в какой-то момент выясняется, что смотритель Убежища 13 — тот самый учёный, кто создал проект бункеров и развязал Третью мировую, выпустив первую ракету. А жена главного героя погибла в попытке открыть дверь в убежище, и буквально сразу после этого эпизода её всё же смог отворить отец главного героя.
Тем не менее, для 1998 года сценарий выглядит крайне амбициозным: мутанты, эпичная битва в финале, гонки и даже джунгли в Лос-Анджелесе. Всё это могло хорошо зайти аудитории, изголодавшейся по постапокалиптическим боевикам с момента выхода третьего «Безумного Макса» в 1985-м.