26 декабря в российских кинотеатрах вышел «Последний ронин» — полнометражный дебют клипмейкера Макса Шишкина. Лента рассказывает о двух путниках в сеттинге постапокалипсиса, рисуя масштабную вселенную. Главные роли в проекте исполнили Юрий Колокольников и Диана Енакаева. Мировая премьера картины состоялась на международном кинофестивале Red Sea Film Festival в Саудовской Аравии, после чего её купили для зарубежного проката. Рассказываем, зачем смотреть фильм.
Мировая война. Голод. Изменение климата.
Земли выжжены, города разрушены, а бензин и деньги давно потеряли ценность.
Теперь всё зависит от пуль. Они — самый ценный ресурс.
Макс Шишкин — известный клипмейкер, успевший несколько раз посотрудничать с Элджеем и Лолитой. Он же — киноман и автор телеграм-канала «ШишКИНО». Ещё в клипах Макс тянулся к кинематографу, собирая собственное творчество из огромного количества отсылок и оммажей. Результатом пути стал первый полный метр непростого жанра — постапокалипсис с экспедицией в Казахстан. Дебютировать всегда сложно и волнительно в независимости от того, какой за плечами опыт. Особенно, если ты клипмейкер, который иначе чувствует темпоритм. А вдобавок ко всему берёшься не только за режиссуру, но и сценарий.
Ронин (Юрий Колокольников) — одинокий воин, с которым боятся связываться. В случае чего, он одним движением достанет катану и отсечёт голову. На пути герой встречает юную Марию (Диана Енакаева), которая за солидное вознаграждение в несколько пуль просит проводить её до живущего за Стеной отца. Впереди их ждут недетские разборки, преследования и палящее солнце.
Внутри «Последнего ронина» — драматургия «Леона» и «Одних из нас». Героев объединяет месть: Мария мечтает убить отца за то, что тот выгнал их с матерью из «королевства». Ронин знаком с этим горьким чувством, ведь некогда преследовал убийцу собственного родителя, а сейчас просто ищет место, где никто не желает ему смерти. По сути фильм Шишкина — двухчасовая терапия взрослого дяди с подростком, который привык справляться с проблемами радикально и самостоятельно.
Шишкин никогда не скрывал, что его творчество — лоскутное одеяло оммажей. Собственно, «Последний ронин» не отличается задумкой. Здесь уже и упомянутый «Леон», и «Дюна», и «Игра престолов». И это не полный список. Постановщик старается адаптировать цитаты — например, трон вовсе не из мечей, а из огнестрела. Для Шишкина цитирование — одна из важнейших деталей почерка, что может быть несопоставимо с ожиданиями аудитории, мечтающей увидеть не переложение, а новый взгляд.
При этом для российского кинематографа «Последний ронин» выглядит свежо. Начнём с того, что в нашей индустрии практика постапокалипсиса да ещё и с рукопашным боем совсем незначительна, поэтому любые попытки освоить жанр очень ценны. Да, порой Шишкин перегибает с клипмейкерством — здесь слишком много саундтрека и пафосных действий под музыку. При этом фильм невероятно красив. Опыт в музыкальной индустрии помог Максу сделать визуальный шик, от которого не хочется отводить взгляд. Брызги крови в камеру? Да пожалуйста. Снятая сверху экшен-сцена в замкнутом пространстве? Сюда её. Одинокие путники на фоне бескрайней пустоши? Здесь! И так по нарастающей. Иногда кажется, что постановщик приосанивается. Так оно и есть. Ну, и пусть. Это дебютный метр — здесь можно пробовать и ошибаться.
Шишкин качественно ставит экшен, что в отечественной практике — редкость. Камера следует траектории удара катаны или пули. Каждая следующая драка круче предыдущей. В этой связи отлично работает и саунд-дизайн: во время боя зритель слышит не выстрелы или бьющееся железо, а движение ткани. Фильм отличается и костюмами: в адрес картины то и дело сыплются обвинения в вылизанности одежды. Отбросив это, надо отдать должное художникам за лютый стиль — дарк-фэшн, который хочется снова и снова разглядывать. Кожаные куртки и тренч, корона из пуль — вау.
Ценно, что Шишкин не пытается адаптировать жанр для отечественных реалий. Здесь нет типичной хтони с температурными снами и разваливающимися под натиском снега панельками. «Последний ронин» рассчитан на международную арену, поэтому и сделан универсально, сродни «Дюне». Здесь обширная вселенная со своими законами и кланами, где на рынке установлен мораторий на стрельбу, а главный принцип — умение договариваться.
Вскоре «Последнего ронина» увидят на международных экранах, что очень ценно для отечественного кинематографа. Это однозначно шаг вперёд, хоть и со своими нюансами. Будем верить, что дальше — больше. А там — посмотрим.