Свежие сезоны «Атаки титанов» выходят, сюжет меняется снова и снова, на экране появляются новые персонажи, а титаны по-прежнему нас пугают. Изначально именно против них боролось человечество. Гигантские гуманоиды с искажёнными пропорциями тела олицетворяли весь ужас этого мира. Чувство страха возникало при одном виде титанов. Не от осознания, что те пожирают людей ради развлечения и за считанные минуты могут разрушить целый город, а от их облика. На самом деле, титаны — это не просто страшные монстры, а тонкая работа автора Хадзимэ Исаямы с явлением под названием «зловещая долина». В этом материале мы расскажем, как оно работает и почему титаны будут пугать нас всегда.
О зловещей долине
С явлением зловещей долины сталкивался каждый, кто хоть раз смотрел фильмы про зомби-апокалипсис и играл в видеоигры, использовавшие при разработке технологию MotionScan (например, L.A. Noire). Вспомните чувство неприязни при виде нечто, что очень похоже на человека, но однозначно быть им не может. К примеру, искусно анимированная 3D-модель персонажа игры, человекоподобный робот-ассистент или же титан.
Это и был эффект зловещей долины, открытый японским учёным-робототехником Масахиро Мори. Во время исследований роботов учёный провёл опрос чтобы узнать, как люди реагируют на внешний вид его изобретений. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем сильнее робот был похож на человека, тем больше он ему нравился. Это продолжалось лишь до определённого момента.
Открытием стало то, что наиболее человекоподобные роботы, наоборот, пугали людей. В них были мелкие отличия от реальных людей, которые видны только живому глазу и которые невозможно полностью устранить. Именно они вызывали в окружающих чувство дискомфорта.
Именно рубеж человекоподобности, при достижении которого у зрителя возникает чувство страха, и называется зловещей долиной (англ. uncanny valley). На графике Мори она показана резким спадом эмоциональной реакции. На оси человекоподобности между «промышленным роботом» и «здоровым человеком» расположены «труп», «протез в виде конечности», «зомби» и… снова титаны.
Приёмом зловещей долины ещё до его открытия пользовались писатели, художники и режиссёры. Одна из причин, почему человечество на протяжении веков пугали вампиры, оборотни, чудовище Франкенштейна и разного рода монстры кроется именно в этом. Мультипликаторы, в свою очередь, давно усвоили, что положительных персонажей нельзя делать чересчур живыми, особенно при работе с 3D.
Тем не менее, в случаях, когда персонаж намеренно должен вызывать ужас у зрителя, художники делают всё наоборот. Так произошло с Элис от American McGee, продвинутыми андроидами из Detroit: Become Human и вновь титанами из «Атаки титанов».
Но разве титаны не пугают за счёт своих размеров?
Это правда, но лишь отчасти: титаны пугают не так, как обычные гигантские монстры. Дело в их человекоподобности.
Люди по своей природе слабы. Они (мы) не имеют чуткого обоняния и слуха, не могут быстро бегать из-за прямохождения, плохо видят и не имеют природных «орудий» для боя. К тому же, человек не имеет естественной защиты. Даже маленькая ядовитая змея может нанести человеку вред или даже убить. Чтобы одержать победу в сражении, люди используют искусственное оружие.
Так и происходит с титанами: их преимущество заключается только в силе и размере, но не в технической оснащённости. В «Атаке титанов» люди без проблем убивают врагов с помощью точечных ударов в шею. Тем не менее, гигантские гуманоиды с атрофированными частями тела своим видом пугают гораздо сильнее гигантского хомячка, который также преобладает только в физической силе и размере.
Титаны пугают именно из-за эффекта зловещей долины. Они слишком похожи на людей, с которыми будто «что-то не так». Их улыбки слишком широкие, глаза — пустые, а тела — «растянутые». Титаны во многом похожи на зомби, которые находятся в самом низу графика Мори. Именно эти сходства вызывают в зрителе чувство страха, а не сам факт того, что титаны во много раз превосходят людей по размеру.
Погоди, разве это не боди-хоррор?
Эффект зловещей долины можно лишь косвенно отнести к этому поджанру ужасов. Для боди-хоррора (англ. body horror, букв. «телесный ужас», «телесный хоррор») действительно характерно особое внимание к человеческому телу и его трансформациям. Типичные мотивы боди-хоррора — разнообразные болезни, гниение, паразитизм, мутации и превращения, эксперименты с человеческим телом и создание монстров вроде чудовища Франкенштейна.
Элементы боди-хоррора есть «Атаке титанов»: уже в первой серии зрителю крупным планом показывают, как чудовища поедают людей и разрывают их на части. Тем не менее, эффект зловещей долины в большинстве случаев воплощается без визуального насилия и жестокости. Боди-хоррор также может существовать по-отдельности. В случае с титанами на первый план выходит зловещая долина, поскольку ужас перед ними начинается с внешнего облика, а не поедания людей и перевоплощения Эрена Йегера в титана, в котором и воплощён боди-хоррор.
Заключение
Существует множество причин, почему «Атака титанов» пугает. Зловещая долина — далеко не единственная из них. У каждого зрителя найдутся свои фобии и потаённые страхи, которые воплощаются на экране. Это аниме прекрасно справляется с задачей напугать и шокировать, ведь борьба титанами — это только начало истории.