В прокат десятого ноября выходит триллер «По-мужски» — дебютный полный метр Максима Кулагина с Антоном Лапенко в главной роли. По сюжету, главный герой Глеб живёт лучшую жизнь, где идеально примерно всё — от загородного дома мечты до отношений с красавицей Полиной (Екатерина Щербакова). Всё меняется из-за конфликта с пьяным соседом, когда Глеб даёт слабину. Теперь герою предстоит разобраться, что для него смелость и мужественность. Посмотрев фильм, рассказываем, почему работа Кулагина — отличное высказывание о маскулинности и не только о ней.
Повествование начинается с выходных за городом — к Полине приезжают подружки, Глеб отвечает за стол, а заодно проводит экскурсию по новому дому, который он оформлял по собственному дизайну. Спокойный день прерывает мусорный пакет, прилетевший из-за забора. Полина решает разобраться со смельчаком, который перепутал её ухоженный двор с помойкой, и натыкается на Артура — соседа, перебравшего с алкоголем. Долгие разборки утомляют парня, и он даёт Полине пощёчину. За этим наблюдает Глеб, но махать кулаками он не собирается. Когда перепалка заканчивается, непонятно, что шокирует Полину больше — наглость соседа или трусость мужа, который не смог постоять за неё.
Не понимает своих чувств и Глеб. Стоило ли отвечать насилием на насилие? Должен ли мужчина стучать кулаком по столу и решать конфликт дракой? Может ли маскулинность быть не токсичной? Как стоит реагировать, когда обижают твоего близкого? И должен ли мужчина бить обидчиков его женщины? Считается ли это ответом, если ударили не тебя?
Все эти вопросы явно крутятся в голове у Глеба, хотя его мыслей мы точно не знаем — режиссёр не использует приёмы вроде закадрового голоса, ведения личного дневника или чего-то подобного. Это становится понятно и без подобных сценарных решений через действия героя и, конечно, игру Антона Лапенко. «По-мужски» очень чётко даёт понять, что актёр хорош не только в комедийном жанре. Конечно, его Татьяна Восьмиглазова, Журналист с «девчонкой в коробчонке», Шершень, Роза и другие навсегда в нашем сердечке, но ведь после «Внутри Лапенко» его стали звать и в полнометражные истории вроде «Глубже!» или «Чик». Но вряд ли те работы можно назвать его вторым дебютом — всё-таки актёру нужна была сольная драматическая роль. И Кулагин дал ему возможность проявить себя, не скрываясь за ироничными амплуа и переигрываниями.
Вопрос маскулинности открывает нам и другие темы, изначально скрытые за идеальностью жизни героев. Оказывается, Глеб и раньше не особо заступался за жену, а его претензии к окружающим он не так уж и разделяет. Взгляды на будущее у пары тоже, кажется, не совсем похожи, но обсуждать их они то ли боятся, то ли не считают важным. Складывается ощущение, что у героев когда-то в прошлом произошёл мэтч, и, как часто бывает, первое время всё было идеально. Только вот когда начались трудности и недопонимания, паре так не хотелось «портить картинку», что легче было замалчивать, нежели садиться и разговаривать. Пощёчина же стала последней каплей в этом до краёв наполненном кувшине, из которого начало выливаться не самое приятное — чего и стоило ожидать.
Вдобавок мы разбираем и вопрос самосуда: должен ли человек решать, кто достоин ответной пощёчины или главное — следить за своими поступками? А влезать в чужие отношения и ставить на место позицию силы в них? Ведь если пьяный сосед способен ударить незнакомую женщину, то что творится за его собственным забором? Нужно ли спасать чужую жену, которая оправдывает насилие любовью? Или сами разберутся?
Фильм не даёт ответы на все эти вопросы, лишь показывает, как могут развиваться события в тех или иных ситуациях. Но самое важное — картина Кулагина заставляет нас задаться теми же вопросами, что беспокоят главного героя. И, возможно, пересмотреть собственные поступки в прошлом или отказаться от подобного в будущем без оглядки, по-мужски это или нет. Главное — чтобы по-человечески.