18+ В чём новаторство советского мультфильма «Пластилиновая ворона»?

В чём новаторство советского мультфильма «Пластилиновая ворона»?

Анастасия Крючкова

Мультфильм-антология из трёх частей «Пластилиновая ворона» вышел на экраны телевизоров в 1981 году и открыл для советской мультипликации совершенно другой мир. Каждая короткая история была сделана в своей стилистике и имела в основе песню. Но широкий зритель больше всего запомнил часть с «Пластилиновой вороной». Когда Александр Татарский создавал её, то ещё не знал, какой след она оставит в отечественной анимации. Всё дело в невероятном для того времени сочетании визуальных решений, музыки и самой мультипликационной стилистики.

История мультфильма начинается с солнечного дня 1978 года на пляже Коктебеля. Именно там Александр Татарский знакомится с Григорием Гладковым, ленинградским музыкантом, который в будущем напишет музыку для мультфильма. Первоначально короткометражка должна была создаваться по стихотворению «Жил-был слонёнок» писателя Эдуарда Успенского, но по нему в 1975 году уже был снят мультфильм Борисом Ардовым. Однако это никак не смутило Успенского, ведь «Слоно-дило-сёнок» было вовсе не первым его стихотворением, сочинённым в подобном стиле. Именно поэтому ему не составило труда написать что-то похожее ещё раз.

Фраза «А может…» — это фишка Успен­ского, он называл это «монологом двоечника». Это когда ученик не зная предмет выходит к доске и пытается импровизировать: «А может, то…, а может, это…» Интересно также, что Эдуард Успенский написал стихотворение за короткий срок и вручил Татарскому мятую бумажку с новыми строчками: «А может быть, ворона…, а может быть, собака...». Именно эти строчки легли в основу «Пластилиновой вороны».

Для каждой песни трилогии был выбран свой исполнитель. Например, текст песни «О картинах» написал Александр Кушнер (автор песен «Времена не выбирают», «Два голоса»и  «А музыке нас птицы научили»), а исполнил Григорий Гладков. Для записи фрагмента «Игра» был приглашён Леонид Броневой (его голос также звучит в мультипликационном фильме «Следствие ведут Колобки» и в художественном фильме «Опасный возраст»), а текст песни написал Овсей Дриз («Будь я самым, самым, самым»,«Из чего сделаны сны?» и «Вот я вижу»).

Часть мультфильма «А может…, а может…» — пародия на басню Ивана Крылова «Ворона и Лисица», где якобы забыли сюжет. Именно поэтому в тексте появляется то корова, то собака и даже дворник со страусом. Мало кто знает, но финал «Вороны» придумал писатель Григорий Остер: «Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идёт строитель­ство или подвешен груз».

Песню для этой части исполнили два ведущих передачи «Радионяня» — Александр Левенбук и Лев Шимелов. На записи песни выяснилось, что она длится не пять минут, а семь, что существенно превышало необходимый хронометраж, поэтому было принято решение ускорить запись, из-за чего песня стала звучать забавно и только подчеркнула комичность всей путаницы мультфильма.

В основе первых частей мультфильма — перерисованные детские рисунки из Киевского дома пионеров. Григорий Гладков в интервью «Российской газете» рассказывал, что юные мастера рисовали часть фонов, предметов и сторонних персонажей.

А третья история в антологии весит 800 кг! Именно столько пластилина было использовано на создание персонажей. Татарский был новатором в пластилиновой анимации хотя бы потому, что подарил ей новую жизнь. Ранее пластилиновые мультфильмы были 2D-формате, к тому же последняя анимация в этой стилистике вышла в середине века. Татарский же сделал мультфильм в 3D-формате, что было в диковинку для советской мультипликации.

Кадр из мультфильма «Пластилиновая ворона» / Студия «Экран»

Татарский использовал иную технологию захвата кадра и в целом способ съёмки, который позже будет развивать в мультфильме «Падал прошлогодний снег». В нём же, к слову, он зайдёт ещё дальше в совершенствовании своей анимации, но это уже совсем другая история.

Работы Александра Татарского часто подвергались критике, не стала исключением и его «Пластилиновая ворона», которую запретили сразу же, как она появилась на свет. Мультфильм назвали «идеологически безыдейным» и «глупым», плёнку требовали удалить, а режиссёра отправить в Киев. Но Эдуард Успенский и автор «Кинопанорамы» Ксения Маринина не позволили этому случится. «Ворону» пустили в эфир «Кинопанорамы» и уже на следующий день её стали показывать по всем каналам. А вскоре после этого мультфильм отправили на всесоюзный телефестиваль, где он получил главный приз.

«Следствие ведут Колобки»: как создавалась культовая вселенная Татарского
Котлеты так и не нашли.
Tolstoy Comments
Читайте ещё
Понятно
https://media.2x2tv.ru/plastilinovaya-vorona/
В чём новаторство советского мультфильма «Пластилиновая ворона»?
В чём новаторство советского мультфильма «Пластилиновая ворона»?
«А может быть, ворона…, а может быть, собака...»
Анимация
2022-04-13T16:04
2022-04-16T10:04
Анимация
Ностальгия
https://media.2x2tv.ru/content/images/2022/04/----------2.jpg
1440
1440
true
1440
1080
true
1440
810
true

Мультфильм-антология из трёх частей «Пластилиновая ворона» вышел на экраны телевизоров в 1981 году и открыл для советской мультипликации совершенно другой мир. Каждая короткая история была сделана в своей стилистике и имела в основе песню. Но широкий зритель больше всего запомнил часть с «Пластилиновой вороной». Когда Александр Татарский создавал её, то ещё не знал, какой след она оставит в отечественной анимации. Всё дело в невероятном для того времени сочетании визуальных решений, музыки и самой мультипликационной стилистики.

История мультфильма начинается с солнечного дня 1978 года на пляже Коктебеля. Именно там Александр Татарский знакомится с Григорием Гладковым, ленинградским музыкантом, который в будущем напишет музыку для мультфильма. Первоначально короткометражка должна была создаваться по стихотворению «Жил-был слонёнок» писателя Эдуарда Успенского, но по нему в 1975 году уже был снят мультфильм Борисом Ардовым. Однако это никак не смутило Успенского, ведь «Слоно-дило-сёнок» было вовсе не первым его стихотворением, сочинённым в подобном стиле. Именно поэтому ему не составило труда написать что-то похожее ещё раз.

Фраза «А может…» — это фишка Успен­ского, он называл это «монологом двоечника». Это когда ученик не зная предмет выходит к доске и пытается импровизировать: «А может, то…, а может, это…» Интересно также, что Эдуард Успенский написал стихотворение за короткий срок и вручил Татарскому мятую бумажку с новыми строчками: «А может быть, ворона…, а может быть, собака...». Именно эти строчки легли в основу «Пластилиновой вороны».

Для каждой песни трилогии был выбран свой исполнитель. Например, текст песни «О картинах» написал Александр Кушнер (автор песен «Времена не выбирают», «Два голоса»и  «А музыке нас птицы научили»), а исполнил Григорий Гладков. Для записи фрагмента «Игра» был приглашён Леонид Броневой (его голос также звучит в мультипликационном фильме «Следствие ведут Колобки» и в художественном фильме «Опасный возраст»), а текст песни написал Овсей Дриз («Будь я самым, самым, самым»,«Из чего сделаны сны?» и «Вот я вижу»).

Часть мультфильма «А может…, а может…» — пародия на басню Ивана Крылова «Ворона и Лисица», где якобы забыли сюжет. Именно поэтому в тексте появляется то корова, то собака и даже дворник со страусом. Мало кто знает, но финал «Вороны» придумал писатель Григорий Остер: «Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идёт строитель­ство или подвешен груз».

Песню для этой части исполнили два ведущих передачи «Радионяня» — Александр Левенбук и Лев Шимелов. На записи песни выяснилось, что она длится не пять минут, а семь, что существенно превышало необходимый хронометраж, поэтому было принято решение ускорить запись, из-за чего песня стала звучать забавно и только подчеркнула комичность всей путаницы мультфильма.

В основе первых частей мультфильма — перерисованные детские рисунки из Киевского дома пионеров. Григорий Гладков в интервью «Российской газете» рассказывал, что юные мастера рисовали часть фонов, предметов и сторонних персонажей.

А третья история в антологии весит 800 кг! Именно столько пластилина было использовано на создание персонажей. Татарский был новатором в пластилиновой анимации хотя бы потому, что подарил ей новую жизнь. Ранее пластилиновые мультфильмы были 2D-формате, к тому же последняя анимация в этой стилистике вышла в середине века. Татарский же сделал мультфильм в 3D-формате, что было в диковинку для советской мультипликации.

Кадр из мультфильма «Пластилиновая ворона» / Студия «Экран»

Татарский использовал иную технологию захвата кадра и в целом способ съёмки, который позже будет развивать в мультфильме «Падал прошлогодний снег». В нём же, к слову, он зайдёт ещё дальше в совершенствовании своей анимации, но это уже совсем другая история.

Работы Александра Татарского часто подвергались критике, не стала исключением и его «Пластилиновая ворона», которую запретили сразу же, как она появилась на свет. Мультфильм назвали «идеологически безыдейным» и «глупым», плёнку требовали удалить, а режиссёра отправить в Киев. Но Эдуард Успенский и автор «Кинопанорамы» Ксения Маринина не позволили этому случится. «Ворону» пустили в эфир «Кинопанорамы» и уже на следующий день её стали показывать по всем каналам. А вскоре после этого мультфильм отправили на всесоюзный телефестиваль, где он получил главный приз.

«Следствие ведут Колобки»: как создавалась культовая вселенная Татарского
Котлеты так и не нашли.
ru-RU
https://media.2x2tv.ru/legal/
2х2.медиа
batman@2x2tv.ru
+7(495) 644 22 24
ООО «Телерадиокомпания «2x2»
192
31
2022
Анастасия Крючкова
https://media.2x2tv.ru/content/images/2022/04/2FBC7FBE-7450-40DC-986E-4298A0765ABB.jpeg
Анастасия Крючкова
https://media.2x2tv.ru/content/images/2022/04/2FBC7FBE-7450-40DC-986E-4298A0765ABB.jpeg
В чём новаторство советского мультфильма «Пластилиновая ворона»?
https://media.2x2tv.ru/plastilinovaya-vorona/