На Netflix девятого декабря вышел полнометражный мультфильм «Пиноккио» (Pinocchio) от Гильермо дель Торо. Спустя 14 лет режиссёру всё-таки удалось рассказать свою версию известной сказки, перенеся сюжет в Италию времён Бенито Муссолини. От оригинала остались лишь главные герои — деревянный мальчик, его отец Джепетто да сверчок. Зато добавил автор и разговор о военной пропаганде 1930-х, и современный взгляд на детско-родительские отношения, и экзистенциальные вопросы о бессмертии, и культ любви. Так режиссёр уходит от экранизации к личной интерпретации, что выходит у него чертовски хорошо. Рассказываем, почему «Пиноккио» дель Торо может смело претендовать на звание лучшего (и самого реалистичного) мультфильма 2022 года.
Анимационный фильм Гильермо дель Торо задумал ещё в 2008 году вместе с Марком Густафсоном (постановщик анимации «Бесподобного мистера Фокса»). Но всё пошло не по плану, провести релиз в 2010-х не получилось, финансов не хватало — тогда за проект взялся Netflix. За эти годы команда успела смениться: сценарий начал писать Мэттью Робинс («Багровый пик»), а завершил Патрик МакХэйл («По ту сторону изгороди»). Работа последнего в «Пиноккио» особо чувствуется — хорошо проработанные персонажи, мистические существа и мгла, поглощающая человека больше изнутри, чем снаружи. К озвучке привлекли большой каст профессионалов: Юэн Макгрегор («Оби-Ван Кеноби») отдал свой голос сверчку Себастьяну Джей Крикету, Грегори Манн — главному герою Пиноккио, Тильда Суинтон — Хранительнице, а Дэвид Брэдли — Джепетто.
Сюжет отправляет нас в тёмные времена: за окном Первая мировая, снаряды уничтожают жилые объекты, в одном из которых — церкви — не вовремя оказывается мальчик Карло, сын Джепетто. Это только начало почти двухчасовой ленты, и здесь не стоит ассоциировать «Пиноккио» с другими мультфильмами, где в завязке умирает герой. Так было в пиксаровских «Вверх» и «Тайна Коко». От Гильермо этого ждать бессмысленно — как говорит сверчок Себастьян, «Жизнь — боль». Но значит ли это, что сам фильм доверху наполнен болью? Скорее стакан наполовину пуст, что оптимистично для контекста. Доверху фильм наполнен скорее надеждой.
Годы идут, а старик Джепетто всё ещё переживает потерю — никто не должен хоронить своих детей, но войнам и развязавшим их политикам этот закон не писан. Проживая и пропивая дни напролёт у могилы сына, герой не замечает проходящих времён года и самих лет. Однажды в отчаянии он вырезает из сосны куклу, похожую на Карло, после чего засыпает в слезах. Ночью в дом приходит Хранительница и, наблюдая за терзаниями Джепетто, оживляет куклу, даруя ей бессмертие. Так у плотника начинается новая жизнь, полная забот о его новом соседе — или всё-таки сыне.
Пиноккио и Джепетто предстоит череда препятствий, причём не таких волшебных, какие обычно выпадают на долю главным героям анимационных фильмов. Сложности у дель Торо реалистичны: столкновения с итальянским фашизмом 1930-х годов, несправедливый рабочий контракт с кукловодом-обманщиком и даже попадание на войну. Вдобавок начинается охота на Пиноккио: герой слишком хорош для пресловутого «цирка уродов», а вот для гастролей с несусветными гонорарами или службы на благо родине (он же immortal!) — в самый раз. Каждый из антагонистов — будь это военачальник или создатель кукольных представлений — становятся репрезентацией фанатизма, хоть милитаристского, хоть денежного. Ничего нет важнее их идеи, ради которой они готовы не просто закрыть глаза на всё — скорее и вовсе ослепнуть. Потому так иронично видеть грозного Муссолини на плакатах, развешанных по улицам, и карикатурного диктатора, посетившего представление Пиноккио. Власть, устрашающая своим образом, в реальности нелепо передвигается и забавно злится.
Мировые события двигают сюжет и взрослят мультфильм — так работа дель Торо не кажется выдумкой, а логика повествования не проседает. Даже наоборот, ведь помимо глобального конфликта и фоновой войны на глазах у зрителя разворачивается ещё одна история — уже личная. Если в оригинальной сказке основная мысль была в почитании старших, то в интерпретации 2022 года суть кроется в самостоятельном формировании ценностей. Даже старики вроде Джепетто ошибаются и, как подмечает сверчок, в порыве эмоций говорят не то, что на самом деле думают.
Благо Пиноккио и все карты в руки: с самого первого дня его ждёт огромное количество знакомств, как с реальными людьми, так и с мистическими существами. Причём если первые могут оказаться и приятными ребятами, и опасными злодеями, то вторые уже выбрали свою светлую сторону. Именно Хранительница, её сестра Химера, скелеты-зайцы и сверчок Себастьян становятся чем-то вроде путеводных звёзд Пиноккио.
Интересно, что всех этих персонажей объединяет ещё и выбранная цветовая гамма — синие и фиолетовые оттенки символизируют то ли смерть, то ли мистику саму по себе. А может, автор просто решил повесить синие занавески без подтекста и художникам проекта просто импонируют такие оттенки. Кто знает?
Но в чём мы точно уверены, так это в блестящей визуальной работе команды мультфильма. Покадровая кукольная анимация выбрана неслучайно: «Я абсолютно помешан на стоп-моушене и подумал, что техника прекрасно соответствует сюжету — заставить марионетку жить в мире подчиняющихся марионеток, пока кукла, которую все считают аномалией, не послушна и вольна выбирать», — объясняет режиссёр в интервью Cartoon Brew.
И это режиссёрское помешательство сыграло на руку: «Пиноккио» покоряет своими цветовыми решениями, шероховатостями и выбранной частотой кадров, благодаря которой зрителю дают время разглядеть детали и погрузиться в кино. Да и, будем честны, мультфильм просто приятно смотреть.
Не зря «Пиноккио» уже вошёл в список претендентов на «Оскар», и, кажется, у него есть все шансы победить. Это остросоциальная история, антивозрастная сказка и мощнейшая художественная работа одновременно. А ещё это кино про надежду и веру, что сама жизнь — уже волшебный подарок.