Номинированный на премию «Оскар» в категориях «лучший фильм» и «лучший сценарий» дебют режиссёра Селин Сон «Прошлые жизни» (Past Lives) покорил сердца как критиков, так и зрителей. В центре сюжета — друзья Ен На и Тэо Ю, полюбившие друг друга ещё будучи детьми. Жизнь разделила их: девушка иммигрировала в Канаду, а юноша остался в Южной Корее. Их жизни то соединяются, то разделяются вновь, но связь между душами остаётся неразрывной. Казалось бы, тема уже не нова и иначе рассказать её едва ли получится. Но благодаря личному опыту режиссёра, ей удалось передать острое чувство тоски и любви, которая никогда не сможет претвориться в жизнь. Почему стоит посмотреть дебютную работу Селин Сон, расскажем в статье.
Ен На (Грета Ли) и Тэо Ю (Хэ Сон) были детьми, когда полюбили друг друга. Невинное держание за руки, ребячество в парке отдыха и несерьёзные обиды из-за успехов в учёбе одного и провала другого. Хрупкие ростки чувств так и не выросли, ведь родители девочки решили иммигрировать в Канаду, а заодно сменить детям имена. Так Ен На стала Норой Мун и потеряла себя прежнюю — общительную и открытую с одноклассниками, нежную и честную с Тэо. С возрастом она очерствеет и закроется, ведь в другой стране навсегда останется чужой, той, чьи сны никогда не расшифруют, ведь в них она говорит на родном языке.
Спустя 12 лет детство кончилось, и Нора переехала из Канады в Нью-Йорк, чтобы исполнить мечту и получить «Нобелевскую премию». В очередной раз разговаривая с мамой по телефону и обсуждая с ней прошлую жизнь, она наткнулась на комментарий Тэо на странице своего отца. Оказывается, всё это время он искал её, но не находил, ведь Ен На уже давно нет. Та девочка осталась в Южной Корее, затерялась в наполненном солнцем и смехом детстве, а в США живёт совсем другая, не похожая на неё Нора Мун. Нью-Йорк обволакивает дождями, серостью и безразличием к её таланту: таких, как она, тысячи, а потому мечты о «Нобелевской премии» сменяются на «Пулитцер», а потом и вовсе забываются, словно никогда не были важны.
Сквозь время и расстояние
Связь между родственными душами никогда не рвётся: она проходит сквозь время и другие жизни, не истончается после смерти и не исчезает в другом воплощении. Французский поэт и прозаик Андре Бретон писал:
«Всё, что я любил когда-то, неважно, удалось мне это сохранить или нет, я буду любить всегда».
Именно эта мысль пронизывает фильм, растворяется в нью-йоркских лужах, пляшет в солнечных зайчиках на детской площадке в Южной Корее. Парит в невесомости, когда на фоне нет главных героев. Зачастую они и не нужны: пустые городские пейзажи и детали интерьеров говорят об одиночестве Тэо и Норы больше прямых диалогов. На самом деле, они практически не отличаются от окружения, постепенно растворяясь в нём.
Когда возродившееся общение с другом детства затухает из-за страха девушки привязаться и не успеть реализовать себя как писателя, она быстро выходит замуж за американца Артура (Джон Магаро). Новая жизнь — спокойная и правильная. Поженились из-за «Грин-карты», съехались, чтобы аренда была дешевле. Вот только в правильности нет души.
Мужчина не знает, любит ли его Нора и не способен расшифровать её сны, потому что ночью она говорит по-корейски. Но именно в них девушка не прячет то, что таит глубоко внутри. Её душа отдана Тэо, единственному, который помнит её солнечным и открытым ребёнком, тому, кто способен понимать её родной язык. Такая закрытость девушки от мужа — не только культурный барьер. Сны — это отражение души, и Артур не способен перевести её и понять. Нора также далека от мужа чувственно, как от Тэо физически.
Когда друг детства, наконец, приезжает в Нью-Йорк, между возлюбленными пролегает уже 24 года. Они изменились: у Тэо появился животик и морщины, а у Норы обручальное кольцо на руке, скованность в теле и холод в глазах. И если при первой встрече он нервничает, отводит глаза и не знает что сказать, то она кидается ему на шею и крепко обнимает. Впервые за долгое время на лице женщины искренняя улыбка. Они видят перед собой не взрослых людей, а детей, которыми были и которыми уже никогда не станут.
Сквозь жизни
Чтобы правдоподобно передать чувства героев от первой встречи спустя долгое время, режиссёр Селин Сон не разрешала актёрам прикасаться друг к другу вплоть до съемок этой сцены. Когда Нора и Тэо впервые обнимаются во взрослом возрасте, Грета и Хэ тоже впервые прикасаются друг к другу. Оттого чувство нахлынувшего облегчения и вместе с тем тревоги и страха ощущается так остро.
«Момент, где Нора и Тэо впервые за долгие годы видят друг друга вживую, было снимать проще всего, потому что я знала это специфическое чувство. Ты будто видишь призрака, словно этот человек вдруг воскрес. Ты не просто видишь того человека, который стоит перед тобой. Ты видишь его таким, каким сумел его запомнить, то есть ребёнком. И его будто окружают ощущения, здания, запахи и отсветы детства», — говорила Селин Сон.
Фильм напоминает аниме Макото Синкая «5 сантиметров в секунду», в котором героям тоже пришлось расстаться в детстве и пронести любовь сквозь подростковый возраст, а потом и взрослую жизнь. С каждым годом краски детства выцветали, смех затухал, душа черствела, но чувства крепли. В статье о творчестве Синкая я уже рассказывала о приёмах, с помощью которых аниматор передаёт изменяющиеся чувства. Селин использует похожие выразительные средства: солнце, яркие цвета и разноцветная одежда, с возрастом сменяются серостью, строгими костюмами и дождём. Бар, в котором герои проводят последнюю ночь Тэо в Америке, погружает в тревожное чувство. Хотя друзья детства буквально отворачиваются от Артура, чтобы обсудить чувства друг к другу на корейском, становится ясно, что их любовь никогда не воплотится в этой жизни. Тэо размышляет о ветвлении времени и судьбы: были бы ли они вместе, если бы Нора осталась Ен, если бы не переехала или не прервала общение 12 лет назад? Любил бы он её также сильно? Но размышлять бессмысленно:
«Я оказалась здесь, значит так должно быть», — говорит героиня.
Единственный момент в фильме, когда Нора позволяет себе показать эмоции и разрыдаться — прощание с Тэо. Мы знаем, что это не навсегда: скоре всего, они встретятся ещё. Но это ничего не изменит. У такси, которое должно отвезти мужчину в аэропорт, герои размышляют о следующей жизни, в которой смогут быть вместе. Никто из них не знает, когда и как именно это произойдёт, но оба уверены, что их души встретятся ещё. Девушка ныряет в тёмные безразличные и безлюдные улицы Нью-Йорка, отринув детство и приняв реальность.
Даже если человек нашёл свою родственную душу, она необязательно станет той, с кем он проведёт свою жизнь:
«Это не фильм о том, ”С кем она пойдет?”, — говорила режиссёр. — Это больше: “Каково это, когда твой возлюбленный детства, о котором ты всё ещё думаешь, полностью перерастает тебя?”»
Фильм «Прошлые жизни» позволяет вспомнить детство и всех людей, с которыми ты когда-то начинал путь, но был вынужден расстаться. Он о сожалении, о возвращении и прощании, о надеждах, которым уже не суждено претвориться в жизнь. И хоть тема не нова, Селин Сон удалось копнуть глубже и сделать дебютную работу достойной внимания благодаря своим личным переживаниям.
Кстати, в нашем интервью с Шоном Дуркиным, режиссёр назвал «Прошлые жизни» и «Май декабрь» одними из лучших фильмов 2023 года!