С 1 по 7 декабря редакция синефильствовала на кинофестивале «Зимний», где посмотрела много отечественных новинок! Среди них — «Панические атаки» Ивана И. Твердовского. Двухчасовое кино рассказывает о том, на что готов пойти человек ради исполнения мечты. Это зловещая драма о девчонке Вике, решившей отправиться в заснеженную Норвегию. Как «Панические атаки» пугают зрителя и почему кино требует моральной подготовки, рассказываем в материале.
Зрительница взяла микрофон и сказала: «Поздравляю вас — кино, конечно, жуткое!»
Квартира старухи наполнена барахлом. Тут темно и мерзко. Она стоит в ванной комнате, набирает воду. Гости теряются в чёрно-малиновых обоях. Они действуют гипнотически.
— Которая из вас?
Вика начинает раздеваться. Звуки воды глушатся переливами молчания. Девушка заходит к старухе. Закрывается дверь.
— А можете дверь не закрывать?
В комнате слышны шёпоты. Плещется вода.
— Откроете дверь?
— …
— Дверь откройте!
Восемнадцатилетняя Вика (Лена Тронина) живёт в Никеле, что в Мурманской области, и страдает от панических атак. Как она с ними борется? Да почти никак — один раз сходила к ворожее. Девушка считает, что всему виной экология — пары серы и прочие гадости. Выход один — переехать в Норвегию, там уж точно почище. Героиня находит попутчика — некоего Никиту (Сергей Двойников), который к ней беспощадно клеится. Но у парня есть неоспоримые плюсы — тачка, виза и нужда умчаться в снежное королевство по работе. Так и начинается путешествие Вики в счастливое будущее.
Героиня не может находиться в замкнутых пространствах — будь то машина или кабинет досмотра на границе. Мурманск становится для неё именно таким местом. Девушка идеализирует Норвегию, где живёт сестра (Дарья Савельева). Она уверена, что именно там всё сложится. А как иначе, это ведь страна счастья. Однако Вика забывает о жизнеустройстве сестры. Женщина работает в местном магазинчике, ночуя у хозяев. У неё нет ни собственного жилья, ни большого дохода. Всё, что она видит, — это снег. Бесконечный и искрящийся.
Картина Твердовского — медленная, тягучая и очень вязкая. Это галлюцинация, из которой нет выхода. Поездка Вики в Норвегию растягивается на два часа, а главный сюжетный твист настигает героиню лишь к концу ленты. Во время премьеры проекта на «Зимнем» часть зрителей выходила из зала после первого получаса. То ли слишком сложно, то ли медленно — кто знает? Факт в том, что такой темп — отличительная черта Твердовского. Вспомните «Конференцию» 2020-го, по большей части снятую в одной локации посредством монологов. При этом мучительность картины не помешала ей завоевать главный приз «Зимнего» и назвать Сергея Двойникова лучшим актёром фестиваля.
Режиссёр заставляет зрителя испытывать тревогу визуальной составляющей. Камера Артёма Емельянова фиксирует длинные сцены. В ленте преобладают общие планы натурных кадров — к примеру, пешее движение сквозь сугробы в районе Кольской сверхглубокой. Однако триггерная атмосфера настигает смотрящих не только на улице, но и в квартирах героев. Что важно — именно в России. Помещения утопают в тёмных обоях с пестрящими узорами, которые застилают даже двери. Складывается ощущение, что из комнат нет выхода. Люди просто не живут в таких домах, в них они сходят с ума.
На контрасте режиссёр показывает благополучие снежного королевства со свежими интерьерными решениями и свободой передвижения — в домах много места, жители не захламляют пространство банками, коробками и прочим приданым, которое берегут персонажи из России. Отличаются и тюрьмы, в которых заключённые живут счастливее, чем свободные люди — заказывают пиццу с авокадо, рубятся в приставку и спят в комфортных одноместных номерах, а не камерах.
Интересно, что все норвежские сцены сняты в России. Изначально съёмочная группа планировала сотрудничество с зарубежьем, но план провалился. При этом зритель, не знающий тонкостей производства, вряд ли с первого раза догадается, что мы и не уезжали. Проход через границу ведь был? Был. Вот и всё. Во время подготовки к роли Лена Тронина ездила с агентом в Норвегию, чтобы детально запомнить процедуру пересечения границы.
Твердовский мастерски меняет жанр — к драме пристраивается комедийный парадокс, заглядывающий на порог хоррора. Панические атаки, дьявольская скважина, в которую герои вместо желаний выкрикивают матерное слово, и чёткое сатирическое разграничение рая и ада — издёвка над дремучим и предвзятым. Одновременно реплики героев звучат органично, не претендуя на литературщину. Они яркие и живые, как и лязгающий саунд-дизайн вместо обычной песни. А панические атаки обретают форму ухода в себя.
Изначально лента должна была именоваться «Кликушеством». Именно так называют в Никеле недуг Вики. Горожане уверены, что она одержима бесами. Однако режиссёр отказался от первоначального варианта в пользу более понятного и распространённого — пошёл навстречу зрителю. Но это единственная уступка аудитории.
Для большинства лент Твердовского нужна усидчивость, «Панические атаки» — не исключение. Постановщик умело влияет на зрителя, заставляя его чувствовать дискомфорт. Это жуткое новогоднее поздравление с тревожной тишиной кадра, к которому необходимо подготовиться морально.