4 октября состоялся релиз Overwatch 2, точнее чего-то вроде альфа-теста, но на самом деле релиз полноценный, и в то же время урезанный. Выход сиквела одного из самых популярных командных шутеров сопровождался проблемами с серверами, недовольством игроков и другими нюансами. Собрали восемь причин, почему запуск Overwatch 2 можно считать провальным, и одну, почему он таким считаться не будет. Но для начала…
Краткая история сиквела
Overwatch 2 анонсировали в 2019 году. Геймдиректор обеих частей Джефф Каплан сразу подробно рассказал, чего ждать от сиквела: новых героев, новых карт, новых режимов соревновательной игры и PVE-режим с прокачкой персонажей и сюжетом. Отдельный поинтом было то, что сиквел будет не самостоятельной игрой, а чем-то вроде расширения первой части, которая продолжит существовать, как раньше. То есть у людей будет выбор, покупать ли новую часть или нет, а владельцы обоих тайтлов смогут играть между собой — также герои и карты сиквела будут автоматически доступны в оригинале.
Каплан в интервью Kotaku рассказал, что ему пришлось с усилием защищать своё видение: он хотел делать сиквел с расчётом на экспириенс игроков, чтобы им было комфортно и они ничего не теряли. Компания, очевидно, хотела выбрать другой путь, в основе которого лежало медленное убийство первой части, чтобы больше людей покупали вторую. Но Каплану вроде как удалось переубедить руководителей Activision Blizzard.
Но вскоре всё перевернулось: Blizzard анонсировали, что Overwatch 2 будет бесплатной, а сервера Overwatch 1 закроют незадолго до релиза продолжения. Также будут переработана система монетизации, улучшен игровой движок, изменено устройство соревновательных матчей, а релиз PVE-режима отложен до следующего года для доработки. Игрокам, конечно же, такие сюжетные повороты не понравились, и самое время перейти к причинам «провала».
Убийство Overwatch 1
Больше всего фанатов задело решение закрыть сервера оригинальной игры. Во-первых, в своё время её нужно было покупать за кровно нажитые деньги — в этом смысле у игроков тупо забрали их в каком-то смысле «собственность». Во-вторых, не всех устраивало, как переработали соревновательные матчи, и многим хотелось продолжить играть по старым правилам. В-третьих, это казалось насильным способом перевести базу игроков на новую игру, потому что других вариантов продолжить играть в полюбившийся многим Overwatch просто не было. В принципе, Blizzard, наверное, так и оправдывали своё решение перед акционерами.
Последние дни Overwatch 1 превратились в масштабный ивент, но организовали его не компания-разработчик, а сами фанаты. Практически все битвы прекратились — игроки просто проводили время в игре, которой скоро не будет: зависали на картах, записывали прощальные ролики, делали командные фотосессии и просто фанились. Многим, наверное, релиз сиквела запомнится именно прощанием с предыдущей игрой, что… довольно иронично.
Лежачие сервера
Второе место по заседанию в памяти наверняка достанется эпопеей с логином в новую игру и падением серверов. В целом, ничего из ряда вон не произошло — релизы востребованных онлайн-игр почти всегда сопровождаются подобными проблемами. Но с Overwatch 2 это было вдвойне обидно, потому что не просто же так закрывали сервера предыдущей части. В итоге игрокам пришлось много часов стоять в очередях по 40000 человек — везло, если их не выкидывало в конец очереди или не возвращало туда же после успешного подключения. Отдельно страдали игроки на консолях, потому что там подключиться было практически невозможно. Blizzard объявили, что причиной всему стали две DDOS-атаки, долго пытались восстановить доступ, даже полностью отключали сервера на продолжительное время. В итоге, конечно, всё более-менее наладилось, но рана пока не зажила.
С регистрацией и смс
Параллельно игроки не могли подключиться из-за нововведения при регистрации: в попытках бороться со смурфами (вторичными аккаунтами, не гномами) для доступа к игре требовалось подтверждение по смс. Само по себе это уже немного странно, хоть и объяснимо, но сверху наложились особые требования к тарифным планам: нужна была пост-оплата счетов, а огромное количество тарифов работают по предоплате. Можно понять, что многие игроки тупо не могли получить доступ к сиквелу. В итоге Blizzard полностью отказались от этой системы, но в целом могут вернуть в будущем.
PVE подождёт
Изначальной огромной проблемой Overwatch 2 было то, что никто толком не понимал, зачем нужен сиквел. Маркетинговый отдел Blizzard так и не справился с этой задачей, потому что понимания не появилось. В основном опора была на абсолютно новый PVE-режим, и он даже заинтересовал игроков и журналистов, потому что обещал быть весёлым и продуманным. Тем страннее было решение компании выпустить игру без той части, которую ждали больше всего. Blizzard даже толком не объявила, когда именно выйдет PVE, сказали только, что его нужно дорабатывать — таким образом, подтвердив, что формально сиквел не был готов к полноценному релизу (и именно поэтому его «распилили»).
Декапланизация
Ещё до релиза в апреле 2021 оглушительно громким тревожным звоночком стал уход Джеффа Каплана. Сообщество игры его обожало, он был лицом проекта и героем мемов, много общался с игроками и нередко к ним прислушивался. Также Каплан славился честным и сознательным подходом к играм с упором на удобство для пользователей. По сути он был последним уважаемым фанатами геймдиректором Blizzard, потому что на фоне скандалов не лукавил, а его подчинённые рассказывали, что он их оберегал от всего того хаоса компании, который вскрывался последние годы. Относительно скоро стало понятно, почему каплан решил уйти: Activision Blizzard напрочь отказались от его видения и решили делать из сиквела машину по выдавливанию денег.
Знакомые «лица»
Под «лицами» по понимаем поля для ввода данных карты, потому что теперь Overwatch перешёл на монетизацию через батл-пасс и покупку косметических предметов. К нюансам перейдём чуть позже, а пока в целом про механику батл-пасса — она ужасна. Сейчас это самая популярная модель монетизации среди разработчиков онлайн-игр, потому что она неплохо так работает на выкачивание денег из игроков. Например, она психологически давит на тех, кто не заплатил: они получают награды за игру, но лишь малую их часть — дают попробовать, чтобы сильнее хотелось заплатить. Собственно, Overwatch 1 закрыли, чтобы все игроки перешли на систему батл-пасса, которая постоянно намекает им кинуть деньгами в экран.
Забатлпассие
Дополнительный подвох батл-пасса Overwatch 2 в том, что часть персонажей решили заблокировать с возможностью получить их в ходе прокачки игрового пропуска. Формально они доступны всем, поскольку привязаны к бесплатной части батл-пасса, но чтобы их открыть, нужно очень много играть. Такое решение Blizzard разгневало игроков, они долго возмущались с соцсетях, но компания просто отмалчивалась. Причём критика была не только в том, что «мы не хотим платить». Важным аргументом стал упор сиквела на возможность переключаться между героями прямо во время матча, чтобы лучше отвечать на стратегии противников. Блокировка половины персонажей за батл-пассом напрочь убивает эту концепцию, потому что идеальный ответ на действия врагов в нужный момент может оказаться за пейволлом.
Кошелёк или жизнь
С покупкой косметических предметов тоже всё не очень хорошо. Продажа осуществляется за премиальную валюту — монеты, которые можно получить и бесплатно, просто играя в Overwatch. Механика не новая, но вот её исполнение… Разработчики системы монетизации откровенно задрали цены и занизили награды, чтобы получить скины без реальных вложений было практически невозможно. Например, для покупки легендарного облика нужно восемь месяцев выполнять еженедельные задания. А реальная стоимость всех косметических предметов из первой части во второй составляет более $12 тысяч!
Для справки: война с лутбоксами на официальном уровне началась после провала Battlefront 2. В той игре от EA нужно было очень долго играть, чтобы разблокировать всяких Вейдеров и Скайуокеров, что вызвало гнев игроков и запустило цепную реакцию. Видимо, игровые разработчики не любят учиться на ошибках коллег. Или это игроки ничему не учатся?
Так, а почему не провал?
Скорее второе, потому что готовы поспорить, несмотря на гнев фанатов и проблемный запуск, Overwatch 2 всё равно срубит кассу. Официальных данных о прибыли пока нет, но можно посмотреть на Diablo Immortal, предыдущую игру Activision Blizzard. Она гораздо более хищно подходила к выкачиванию денег, вызвала огромный скандал, её о(б)суждали в СМИ и на ютубе. Но через какое-то время из отчётов компании стало понятно, что их модель сработала и игра принесла огромную прибыль. Есть ощущение, что с Overwatch 2 будет то же самое, по крайней мере поначалу. А вот долго ли проживёт игра, построенная на такой почве — это уже совсем другой вопрос.