Этой весной, 21 апреля, в прокат выходит «Оторви и выбрось» — новая чёрная комедия Кирилла Соколова. Посидев на дорожку в камерном дебюте «Папа, сдохни!», режиссёр пускается со всех ног в фильм-погоню, следуя за героями от тюремного забора до пустынного поля. Вторая полнометражная работа в портфолио всегда вызывает интерес: не растерял ли автор уже заявленный стиль? Нашёл ли новые способы удивить зрителя? Не скопировал свой предыдущий проект? Уже посмотрев «Оторви и выбрось», решительно заявляем: кино Соколова снова обескураживает и покоряет. Рассказываем в красках и подробностях (но без спойлеров) почему.
По сюжету, молодая героиня Оля (Виктория Короткова) вот-вот выйдет на свободу после четырёх лет колонии. За этот срок она приготовила план на дальнейшую жизнь: забрать дочь Машу (Софья Кругова) у мамы (Анна Михалкова), упаковать чемоданы и уехать к будущему мужу, с которым познакомилась по переписке. Только вот Оля не учла, что у бабули крепкая привязанность к внучке, отпускать ребёнка просто так она не собирается, как и решать вопрос мирным путём. Получив довольно однозначный отказ ножом в плечо, Оля хватает ребёнка и пускается в бега — только бы словить попутку и оторваться от бешеной родственницы.
Но просто так разорвать отношения у героинь не выйдет: Вера Павловна не даст безнадёжной дочери испортить жизнь Маше. Вместе с Олегом (Александр Яценко), бывшим Оли, она отправляется в лес на поиски. То ли из-за тяжёлого конверта с нескромным гонораром, то ли от вновь накрывших чувств, герой вступает в игру. В зону активности приходят его милицейские связи, так что Маше с Олей действительно придётся постараться, чтобы преодолеть лесную полосу препятствий.
«Оторви и выбрось» напоминает аттракцион, которым умело управляет Соколов. Это не привычная российскому зрителю авторская драма, давящая своей серостью и ведущая по тёмным спальным районам. Всё здесь ровно наоборот: перестрелки, динамика, казусные ситуации и наивная детскость дают билет в парк развлечений, из которого без адреналина никто не уйдёт. «От сцены к сцене я меняю интонацию, чтобы зритель всё время удивлялся и пережил настоящее путешествие: тут поплакал, там посмеялся, а потом постыдился, что смеялся в предыдущем эпизоде», — говорит режиссёр о своём киноязыке.
Параллельно с «шатром угара», в котором мы застреваем на полтора часа, прямо на глазах разворачивается человеческая драма. Травмы, передающиеся из поколения в поколение, невозможность выбраться из социального капкана, абьюз внутри семьи — всё это не даёт назвать фильм легкомысленным. Режиссёр умело помещает в одно кино сложную и болезненную историю трёх поколений и экшен, местами хохмический, местами включающий мультяшное насилие. И в такой оболочке происходящее кажется парадоксально реалистичным.
Ведь сложно представить себя героем «Криминального чтива» или марвеловских «Мстителей». Эти фильмы слишком отточены, по-своему брутальны, любая неказистость исключена. Гораздо органичнее вписаться в фильм Соколова, где во время экшен-сцены обязательно забарахлит машина, а стекло будет опускаться со скрипом. Именно через такие детали режиссёр не только даёт своему зрителю фактуру фильма — он показывает, что его придуманный мир так же не идеален, как и реальный. А когда видишь на экране весь этот быт простого человека с его смешными брелоками на ключах от машины, променадом в одних трусах к входной двери и подушкой на рабочем стуле, смягчающей тяжесть бытия, то лояльнее соглашаешься на эти условности, введённые режиссёром, в виде литров бутафорской крови и перестрелок.
Режиссёрский почерк заметен не только в сочетании экшена и социальной драмы, но и в визуале, который с первых сцен выдаёт своего автора. Верный фанат зума, Соколов «заигрывает» со зрителем через камеру, порой разрушая четвёртую стену: вот персонажи замирают и фокус переносится на неприметную часть сцены, а вот кадры меняются с клиповой частотой. Как и в предыдущем фильме «Папа, сдохни!», все эти приёмы выполнены не ради «красивой картинки»: они дополняют сюжет и работают на раскрытие героев. Хотя, безусловно, картинка и правда красивая.
Отдельный восторг вызывает актёрский состав, не позволяющий ни на секунду усомниться в происходящем. Заметно, что каждый из членов команды действительно получает удовольствие от работы в кадре, отыгрывая по максимуму. У Софьи Круговой, исполнительницы роли Маши, «Оторви и выбрось» — полнометражный дебют, с которым она отлично справляется. Смышлёная девчонка-оторва и жизнь спасёт, и озлобенному бывшему за тебя отомстит. У Виктории Коротковой, сыгравшей Олю, глаза горят не только в кадре: именно её историю из детства, когда родители похитили её у бабушки, режиссёр взял за основу сценария.
Александр Яценко, или Олег в кутузовской повязке, будто бы не до конца выходит из своего амплуа неудачника, в котором он хорошо уживался в некоторых прошлых работах. Он всё такой же «непутёвый парень», надеющийся решить конфликт мирным путём. Вряд ли у него это получится, ведь патроны уже заряжены, да и сам Олег покорно отдаёт лидерство женщинам в этом фильме. Анна Михалкова сама настояла на роли Веры Павловны — настолько актрисе понравился сценарий. В фильме она отрывается от души и точно транслирует состояние своей героини, внутри которой смешались боль, отчаяние и привязанность. Только вот разложить собственные эмоции по полочкам она не способна.
Но не только героиню Михалковой кидает из стороны в сторону на эмоциональных качелях: надзирательница, которую сыграла Ольга Лапшина, на втором плане тоже рефлексирует из-за отношений с сыном (Данил Стеклов). Привыкшая к насилию в профессии, передающейся по наследству, ей не меньше хочется убежать от привычных установок. И если у самой это сделать вряд ли получится, она раздумывает прервать традицию хотя бы на следующем поколении. К слову, Лапшина в своём образе не менее прекрасна остальных героинь: в «Казни» и «Обоюдном согласии» (2022) актрисе достались конвенционально драматические роли. «Оторви и выбрось» даёт ей больший диапазон для отыгрыша, что, несомненно, радует.
То ли за счёт жонглирования серьёзным и ироничным, то ли благодаря смешению жанров, то ли из-за актёрской игры (спойлер: из-за всего сразу) от «Оторви и выбрось» не хочется отставать ни на секунду. Как говорил сам режиссёр, после такого путешествия наступает эмоциональный катарсис. Что только не уточнил Соколов (спойлер 2), так это неочевидный, но важный для любого фильма плюс: этот самый катарсис можно переживать и после повторного просмотра «Оторви и выбрось» (спойлер 3: мы проверяли).