Совсем недавно завершился сериал «Она такая классная» от Kion — авантюрный роуд-муви, затрагивающий тему расстройства аутистического спектра. По традиции критики разделились на два лагеря: кто-то хвалит проект, а кто-то обвиняет в абсурдности. Разбираемся, как сериал рассказывает об инклюзивности, показывает культуру кидалтов и заигрывается с криминалом. Осторожно, спойлеры!
В центре сюжета — компания четырёх парней. Артём Соломатин (Денис Прытков) живёт в родительской квартире с девушкой. Иногда таксует, но чаще сидит на попе ровно, играя в баскетбол с местными пацанами. Рома (Евгений Егоров) и Батя (Валерий Степанов) ещё не закончили колледж, поэтому свободны от взрослой жизни со всеми её трудностями. Вместе герои составляют нерушимое братство беззаботности, однако в один миг всё меняется.
Соломатина бросает девушка, ведь, по её мнению, он понятия не имеет, что такое ответственность. Чтобы вернуть её и заработать монет, Артём решает присмотреть за соседом Лёней (Лев Зулькарнаев) — мальчиком с расстройством аутистического спектра, мать которого (Екатерина Федулова) в срочном порядке уезжает к родственникам. Однако у парня навязчивая идея: ему нужно отправиться в Питер, чтобы найти модель Алексу Люкс (Мария Дризик), которую он увидел в фильмах для взрослых. От невозможности успокоить подопечного Соломатин вынужден посадить героя в машину и помчаться по ночному шоссе в неизвестном направлении. В это время Рома и Батя влипают в заварушку с участием отца первого. Они уверены, что убили нерадивого папашу, которому повесили ярлык маньяка. Чтобы скрыться, partners in crime садятся в машину к Артёму: так и начинается приключение на семь серий.
Репрезентация людей с особенностями
Главный герой сериала — Соломатин. Несмотря на это, Лео привлекает куда больше внимания за счёт своих особенностей. На основе его поведения сценаристы строят комедию. Этично это или нет — другой вопрос. Факт в том, что человек с расстройством аутистического спектра вынужден жить по расписанию и избегать триггеров, чтобы находиться в равновесии. Естественно, в дорожных условиях с чужим дядькой это вряд ли получится.
Авторы очень ярко демонстрируют свою позицию: особенных людей нужно принимать. Об этом говорится напрямую посредством красноречивых реплик героев. Один из примеров: сцена возле автобуса, когда герой Зулькарнаева цепляется с участниками экскурсии, а Соломатин разнимает их.
— Надо следить за своими ненормальными, изолировать!
— Неизвестно, кого ещё надо изолировать: вас или его…
Все эмоции герои проговаривают вслух, из-за чего в проекте слышатся морализаторские тона. При этом хочется похвалить «Она такая классная» в трепетности к диагнозу: сегодня важно видеть истории об особенных людях. У аудитории присутствует тенденция сравнивать все недавно вышедшие работы об инклюзивности с «Человеком дождя», что не всегда правильно. В отличие от героя Дастина Хоффмана, Лёня гиперэмоциональный и шумный парниша, от которого некоторым становится некомфортно. Спасибо сериалу, который показывает новую грань человека с особенностями, разрушая традиционные представления.
Недавний участник конкурсной программы 32-го фестиваля «Окно в Европу» под названием «Правила Филиппа» тоже говорит об инклюзивности в лоб. Однако лента цепляет тем, что главную роль в ней исполняет актёр с синдромом Дауна. В этом плане Лев Зулькарнаев очень трогательно справляется с образом, вживаясь в него от и до. Лёва — талант, которому наконец позволили раскрыться.
Дисфункциональное отцовство
Практически все мужчины в «Она такая классная» дефектны в той или иной степени. Один может только заговорами и настойками лечить, другой — косить под маньяка, третий — вымогать деньги у бывших учеников, чтобы оплатить подгузники. То же касается и Соломатина. Ценно, что сценарист и режиссёр проекта — мужчины. Кирилл Дышловой и Александр Домогаров-младший (из-за творческих разногласий отсутствует в титрах) честно рассказали о социальной проблеме и, в отличие от предыдущей темы, сделали это почти что без морализаторства.
Роуд-муви в России: по трассам и полям
Кирилл Дышловой постарался максимально насытить сюжет плот-твистами. В этом плане зрителю действительно не приходится скучать. В основе путешествия — гуманизм и помощь всем нуждающимся: герои то бомжа подвезут, то спасут девчонку из драки. По закону жанра каждый эпизод их ждут всё новые неприятности. Чтобы выйти из них, в большинстве случаев нужны деньги, поэтому товарищи то и дело борются между желанием свернуть на тёмную дорожку и праведностью. И почти каждый раз выбирают закон.
В интервью с Денисом Прытковым мы пытались выяснить, почему жанр роуд-муви популярнее на Западе, нежели в России. По мнению актёра, причина кроется в локациях.
«Я понимаю, почему в США прижился этот жанр: там ведь огромные пейзажи без горизонта. Повторять это — точно неправильный ход, ведь у нас разные визуальные составляющие. Значит, надо заходить через героев», — говорит Денис.
По сюжету парни едут из Екатеринбурга в Петербург. Однако съёмки проходили в Ленинградской области и близлежащих деревнях. Несмотря на географическую сжатость, команде удалось захватить интересные локации, от которых не устаёт глаз. Конечно, если бы персонажи ехали из Москвы в Хабаровск, получилось бы куда красочнее. Но это уже сюжет другого проекта.
Второстепенные герои
Для роуд-муви важны второстепенные герои, за счёт которых сценаристы выстраивают новые конфликты. Сериал «Она такая классная» богат яркими персонажами, появление в кадре которых ожидаешь с большим нетерпением. Один из них — шаман Василий (Игорь Хрипунов), который и медитацию проведёт, и грибной настойкой напоит. Герой Хрипунова — первая любовь матери Лёвы. Сначала он доводит её до галлюцинаций, а после помогает искать сына.
Хочется выделить и дуэт Олега Рязанцева и Татьяны Догилевой, сыгравших сына с матерью. Первый страдает тем же диагнозом, что и Лео. Вкупе с этим мужчина не разговаривает, но очень любит баскетбол. Всю жизнь он находится под опекой матери, которая под старость лет тяжело заболевает, из-за чего вынуждена отдать сына в психоневрологический интернат. Это очень пронзительная история о людях, терпеливо принимающих обстоятельства, но до боли желающих жить.
Криминальная часть
Ещё одним ярким второстепенным героем можно назвать отца Ромы в исполнении Павла Майкова. Почему товарищи решили «отметелить» его? Предыстория такова: папки не было дома кучу лет, но в какой-то момент он появился и, по словам сына, начал вытворять странное. Видимо, Рома наслушался тру-краймов и возомнил отца маньяком.
На этом тропе строится вторая половина сюжета. Если Лео в какой-то момент начинает бегать от опекающей матери, то Рома и Батя — от персонажа Майкова, который устраивает на них настоящую охоту. Перечисленное выглядит довольно сумбурной вставкой. Резко персонаж Павла становится ярым рецидивистом, который, словно Джокер, сбежал из психушки, да ещё и остальных заключённых освободил. С учётом того, что роуд-муви и без того насыщен второстепенными героями и их линиями, можно было чуть сгладить драматургию, остановившись на реализме, а не сонном параличе.
Осторожно, спойлер!
К сожалению, даже в финале мы не узнаем действительную историю персонажа Майкова. Тем более, не получим разрешения его конфликта с Ромой.
Реализм vs абсурд
Местами сонным параличом выглядит всё путешествие героев, будто Василий успел угостить четвёрку своим грибным отваром. При этом авторы правдоподобно выстраивают линию взаимодействия с особенными людьми. Так, парням предстоит отвезти в психоневрологический интернат Григория Андреевича, того самого героя Олега Рязанцева. Эта сцена будет сильно романтизирована и драматизирована. В какой-то момент покажется, что Соломатин вернётся и заберёт мужчину. Однако происходит обратное. Люди с особенностями требуют особого ухода и двойного уровня ответственности, о чём нельзя забывать.
Культура кидалтов
Персонаж Дениса Прыткова отлично демонстрирует культуру кидалтов. Соломатин — взрослый ребёнок, который ездит на машине, похожей на фургон из «Скуби-Ду» и дружит с парнями младше его. Ему приоритетнее потратить деньги на последний концерт любимой группы, нежели снять квартиру с возлюбленной. И это не обвинение, а стиль жизни, который у каждого свой. Артём — запутавшийся недоподросток на третьем десятке, которым каждый из нас был или будет. Когда заканчивается детство — вопрос похлеще смысла жизни.
«Она такая классная» — драйвовый сериал с некоторыми шероховатостями, которые меркнут за харизмой актёрской четвёрки. Многие зрители ждали проект с вайбами лета. Сначала делали ставки на криминальную историю со Славой Копейкиным и Денисом Косиковым «На автомате», а следом — на «Убойный отпуск» с Анной Михалковой и Александром Робаком. Однако ни один из проектов не выгорел. Кажется, с ролью летнего сериала отлично справился «Она такая классная», пусть по сюжету действие и происходит осенью.