28 января в прокат выходит «Охотник на монстров», экранизация знаменитой серии видеоигр Monster Hunter, снятая режиссёром франшизы «Обитель зла» Полом Уильямом Скоттом Андерсоном. В главных ролях — его жена и муза Милла Йовович и Тони Джа («Форсаж 7»). Кинокритик Иван Афанасьев заточил свой меч скептика, посмотрел этот старорежимный блокбастер, которые стали большой редкостью в последнее время, и считает, что вам фильм, скорее всего, понравится, если вы не прожжённый фанат оригинальной игры.
Начинается «Охотник на монстров» так, как и должен начинаться любой подобный фильм: не успели мы познакомиться с героями, узнать их имена и проникнуться к ним каким-никаким сочувствием, как их уже начинают в труху кромсать какие-то огромные драконы, пауки и чёрт знает что ещё. Для человека, не знакомого с франшизой Monster Hunter, это вполне себе рабочая схема: мегатонна спецэффектов (на самом деле, не такая уж и тонна, но об этом позже) прёт на зрителя, как танк, всё вокруг бабахает и громыхает, людишки истошно орут и поливают чудище очередями из пулемёта. Фанаты оригинальной игры могут возмутиться: не так должна выглядеть экранизация их любимой игры!
Но старина Пол У. С. Андерсон (которого некоторые «фанаты кино» иногда очень смешно путают с однофамильцами Полом Томасом и Уэсом) уже давно известен как человек, которому плевать, понравится ли вам его кино — главное, что ему нравится, а супруга Милла Йовович — богиня меча и спаренных пистолетов. Только в отличие от Уве Болла, который переиначивает наши любимые игры так, что потом хочется насадить его на штатив вместо кинокамеры, у товарища Андерсона хотя бы получается развлекать.
Для тех, кто не в теме, замес таков — группа военных по стечению фантастически неудачных обстоятельств попадает в мир, где живут огромные монстры, желающие похрустеть вкусными людишками (ну или хотя бы просто лихо пошинковать их в строганину). Довольно быстро почти всю группу пускают на органы — в живых остаётся только глава отряда, воинственная дама с соответствующим именем Артемида. Теперь ей предстоит найти загадочную Небесную башню, чтобы открыть портал в наш мир и вернуться домой — для этого придётся завалить несколько чудищ с заковыристыми именами. В этом ей поможет безымянный Охотник, опытный воин, знающий не только особенности монстров, но и законы этого мира.
В целом, «Охотник на монстров» вполне мог бы быть немым (но не беззвучным!) фильмом — ничего бы особо не изменилось. Как и в оригинальной игре, сюжет здесь играет скорее декоративную функцию, в центре по-прежнему находится процесс поиска и уничтожения здоровенных чудовищ, у которых в пасти поместится танк, но не Милла Йовович. Особенностью игры всегда было то, что у монстров были свои слабые места, против них нужно было использовать различное оружие, изучать повадки тварей и прорабатывать полноценную тактику боя.
Фильм, конечно, пытается воспроизвести эту не самую простую схему, поэтому вручает в руки героев мечи высотой с маленькую пальму и всякие хитрые луки с разрывными стрелами и прочим скарбом. Но давайте по-честному: всё в итоге скатывается к зрелищному мочилову. Никакой особой тактики в действиях героев нет — Андерсон никогда не отличался тягой к ублажению чувств фанатов оригинальной игры. Все мы помним, как под его началом франшиза Resident Evil на экране превратилась в чёрт-те что, с постапокалипсисом, бомбёжкой Красной Площади и толпами зомби. Monster Hunter делает то же самое – превращает почти что тактический экшен в Майкла Бэя без чувства стиля и хорошего вкуса.
С другой стороны — а почему бы и нет? «Охотник на монстров» дарит слегка подзабытое за прошлый год ощущение «вдавливания» тебя в кресло, когда сидишь и тонешь в ворохе взрывов, рёва неведомых тварей и смачного клацанья гашетки минигана. Это максимально, простите, тупое кино, которое предлагает просто отключить мозг и наслаждаться чистейшим аттракционом, какой только может предложить современный блокбастер.
Никаких социальных подтекстов, эмансипации угнетённых групп, погонь за «Оскарами» и прочих атрибутов «серьёзного кино». Андерсон, как ребёнок, радостно забрасывает зрителя компьютерной графикой, стравливает между собой героев в сложносочинённых рукопашных схватках (на самом деле, очень простых, но эффектно снятых) и, конечно, смакует брутальную красоту своей жены со всех ракурсов. Да и сам фильм выглядит, как музейный экспонат — что уж там, мы соскучились по такому прямолинейному зрелищу. Приятно вспомнить чувство первобытного удовлетворения от созерцания клыков, жвал, клешней и прочих частей тел монстров в огромных количествах.
При этом сделан фильм удивительно здорово и с технической точки зрения — если не задумываться, то выглядит он вполне себе миллионов на сто пятьдесят баксов, щеголяя нестыдной компьютерной графикой и отличным звуковым рядом. Будучи при этом, по факту, малобюджетной, по меркам Голливуда, фантастикой за смешные $60 миллионов. И, если присмотреться, экономия средств бросается в глаза — декораций в фильме кот наплакал, почти всё пространство ограничено песками пустынь Нового Мира, актёров — полтора землекопа из не самого первого эшелона славы (даже рэпер T.I. откуда-то взялся). Да и снято преимущественно на общих или очень крупных планах — чтобы либо поменьше реквизита в кадр тащить, либо, наоборот, добить несложным CGI.
Но какая разница, если на протяжении примерно половины фильма тебе не дают выдохнуть, стравливая всесильную Йовович с кракозябрами размером с самый большой кинотеатр вашего города? Весело же. Так что оставляем в стороне стенания фанатов (лучше из такой идеи всё равно никто ничего не выжмет), выключаем снобизм эстета и критическое мышление, откидываемся на спинки кресел — и наслаждаемся фееричным зрелищем. И то хлеб!