Если вы что-то от кого-то скрываете и чувствуете себя подавленно, то поздравляем — вы (возможно) стали персонажем «Очень странных дел». Четвёртый сезон флагмана Netflix взял за основу реальную общемировую проблему, в сюжете замахнулся на глобальные масштабы, но не растерял коронный шарм сериала. С минимальными спойлерами рассказываем, что интересного есть в первых семи сериях и почему пока рано делать выводы.
Главный плюс нового сезона — это то, что создатели «Очень странные дела» наконец чётко определили, в чём заключается шарм их сериала, за который все его полюбили ещё на первом сезоне. Во втором и третьем авторы слегка его растеряли, зато в четвёртом играют одни козыри. Самое время — перед нами по сути подводка к финальному сезону, который должен расставить все точки над i. Там уже будет не до поиска шарма, его надо было зафиксировать.
Сезон буквально начинается с того, что нас окунают в атмосферу 80-х — в первой серии мало мистики, зато большой упор на ностальгию. Её, кстати, становится меньше и меньше с каждой серией — совсем она не пропадает, но явно уходит с первого плана. А вот в первых эпизодах ей дали разгуляться: здесь тонны оммажей на конкретные фильмы и кино того времени в целом, вплоть до иронии над клише и другими заигрываниями с жанром. Прибавьте сюда всё то, благодаря чему «Очень странные дела» стали популярными (музыка, юмор, персонажи, элементы хоррора, ощущение детства, отсылки и т.д.), и вы получите, наверное, самый оченьстраннодельный сезон сериала.
Есть и отличия: с приходом нового злодея Векны сериал стал более жестоким. В предыдущих сезонах, конечно, были кровь и мясо, тут их меньше не стало, но убийства стали брутальнее. Дело в том, что Векна, наверное, сильнейший противник, с которым сталкивались главные герои, и хоть он и действует медленно, но при этом не сдерживается. В конце первой части сезона мы узнаем его мотивацию — она формально банальная, но фарширована огромной харизмой злодея, мастерством его монолога и ещё кое-чем интересным.
А теперь плот-твист: создатели «Очень странных дел» решили сделать главным антагонистом сезона… общемировую депрессию. По исследованиям, уровень подавленности населения нашей планеты заметно вырос за последние годы — свои роли сыграли пандемия, геополитическая обстановка, глобальное потепление, социальные сети и другие насущные проблемы, о которых вы наверняка наслышаны. Векна как раз выбирает своих жертв их тех людей, которые что-то скрывают, из-за чего и впали в депрессию и не понаслышке знакомы с роскомнадзорными мыслями.
Под угрозой оказались все персонажи сериала: каждый из них прошёл через какой-то ад и точно из-за этого страдает (это они ещё не доросли до возраста, когда их детские травмы будут вскрываться). Все — от детей и подростков до взрослых, — пытаются своими способами пережить подавленное состояние — Лукас хочет найти новую компанию, Стив страдает по Нэнси, которая тоже страдает, но по Джонатану, который страдает по ней, Джойс скучает без Хоппера, Хоппер теряет надежду и так далее. Все они во вполне ощутимой опасности, поэтому за них переживается как-то сильнее, чем в предыдущих сезонах.
И если прибавить сюда глобальные амбиции злодея, получится, что огромная часть планеты вполне подходит под параметры, по которым Векна выбирает жертв. Тут в игру вступает эффект «Звонка»: фильмы этой серии были такими страшными, потому что у всех тогда появились экраны, из которых вполне могла вылезти Самара. Если раньше в «Очень странных делах» под угрозой были только жители Хоукинса и за морями было особо не за что переживать, то теперь под удар могут попасть все — и от этого становится только страшнее.
Четвёртый сезон сильно повышает ставки по сравнению с предыдущими — теперь, как нам говорится прямым текстом, на кону судьба всего мира. Пятый сезон станет последним, и, судя по намёкам сценаристов, в нём они вроде как будут разгребать последствия четвёртого, а не заваривать новую кашу, так что пришло время основного замеса уже пришло. К нему явно готовятся: сценаристы бережно расставили шахматные фигуры, объяснили все правила, ответили на большую часть вопросов, заставили зрителя переживать за жизни героев и подняли ставки до предела. Но… пока что только устно.
Здесь кроется главная проблема первой части четвёртого сезона — без второй она смотрится подвешенной в воздухе. Самые сильные акценты сделаны как раз на злодее и Одиннадцатой. Причины понятны: нужно подготовить их противостояние, ведь всё рано или поздно сведётся именно к этому. Но «Очень странные дела» решили не отказываться о тучи параллельных сюжетных линий, как в предыдущих сезонах, и эти линии из-за этого сильно страдают.
С одной стороны, нам показывают, насколько силён Векна, и усердно твердят, что ставки никогда не были так высоки. С другой стороны, нас заставляют смотреть, что там происходит у Хоппера за тысячи километров — а его линия пока что практически не связана с Изнанкой: он просто на каторге на Камчатке. Ту же Одиннадцатую выхватили из компании друзей и куда-то увезли, а эти друзья остались даже не в Хоукинсе — поэтому нужна целая сюжетная линия, как они возвращаются домой, которая пока не несёт никакой смысловой нагрузки. А бедняка Уилл вообще стал декорацией.
Эти сюжетные линии не плохие и также полны шарма, но пока что никуда не ведут и выглядят лишними. «Очень странные дела» давно обросли огромным количеством второстепенных персонажей, и вместо сброса балласта решили ещё себя нагрузить. По опыту прошлых сезонов всё рано или поздно гармонично сведётся в один замес, но без него сюжет смотрится… сумбурно и очень неравномерно (особенно по части повышения ставок).
Netflix решили отложить финал сезона на месяц (до 1 июля) — это очевидно связано с попытками пересмотреть маркетинговую политику на фоне падения прибыли. Разделением на две части и отрубанием сюжета на самом интересном моменте стриминг пытается создать продолжительный хайп вокруг сериала. Многие проекты Netflix как раз проваливались из-за плохого маркетинга и, в частности, выкатывания всех серий разом — у людей просто не было времени и повода обсуждать сериалы в соцсетях и рекламировать их таким образом. Поэтому пришло время слегка переработать релизы, начиная с главного — самого популярного проекта платформы.
С одной стороны, метод рабочий — интернет усердно обсуждает «Очень странные дела», восхваляя сезон и побуждая людей его посмотреть. С другой, из-за резкой паузы сезон кажется рваным и перегруженным, потому что куча дорог пока что никуда не ведут. Возможно, Netflix просто не доработал идею или побоялся менять всё и сразу — например, сериал вполне можно было разбить на три отдельных фильма (про Хоппера, про Хоукинс и про Одиннадцатую), а потом выпустить финал, в котором они все сошлись бы воедино.
Параллельно в головах людей завышаются ожидания — и чем больше народ ждёт, тем сложнее его удовлетворить. Пока что четвёртый сезон повис в воздухе, как жертва Векны. Что с ним будет дальше — пока не понятно. Возможно, из-за балласта в итоге он просто упадёт и разобьётся — сериал, конечно, слишком большой, чтобы провалиться, но разочаровать ещё может. Наиболее вероятным вариантом, с учётом повышенных ставок и жестокости, кажется, что финал будет нас не удивлять, а шокировать.
Кстати, тут вылезает ещё одна проблема: из-за длительной расстановки шахматных фигур, дальнейшее развитие сюжета становится в какой-то степени очевидным. Не просто так многие фанаты сейчас просят не убивать Стива — они просто понимают, что грядут большие жертвы, ведь Векна не шутит. Так что ждём июля и надеемся, что хотя бы Дастин и Эрика останутся в живых.