Во внеконкурсной программе 32-го российского фестиваля «Окно в Европу» показали картину Владимира Котта «Обе две» — милое роуд-муви о преодолении одиночества, следующее наказанию Алексея Балабанова: «Главное в этой жизни — найти своих и успокоиться». Центральные роли исполнили Таисья Калинина и Кристина Асмус, перевоплотившиеся на экране в племянницу и тётю, пытающихся найти общий язык. В прокат картина выйдет уже 5 сентября, поэтому рассказываем, чего от неё ждать.
— Я первый раз вижу, как ты смеёшься.
— Я тоже.
Глаша (Таисья Калинина) — четырнадцатилетняя бунтарка с шилом в пятой точке и мечтой стать режиссёром. Героиню воспитывает бабушка (Ёла Санько), которая в неожиданный момент умирает, оставив подростка сиротой. Кандидатом на роль нового опекуна становится одна из тёток девчонки — тоталитарная Валя (Валентина Мазунина), которая хочет отжать у родственницы долю в квартире матери и наконец зажить припеваючи. Но героиня Калининой — не из простых. Она отправляется в Москву ко второй тёте — нежной и романтичной Ане (Кристина Асмус), которая уже долгое время безрезультатно пытается забеременеть. И вроде бы всё складывается как нельзя кстати. Вот только муж женщины (Филипп Бледный) не готов приютить чужого ребёнка.
Так и начинается путешествие Асмус и Калининой в Шую: тётя везёт домой дерзкую племянницу. По дороге героини не раз столкнутся с притиркой друг к другу, ссорами и мошенниками. Владимир Котт уже не первый раз выбирает Шую в качестве локации. В этом городе происходит действие сразу трёх частей франшизы «Непослушник». Здесь режиссёр в том числе затрагивает близлежащие локации, где персонажи будут то гуся красть, то от мышей бегать.
Фильм пестрит отсылками, знакомыми каждому киноману. «Овсянка, сэр?», «Да пребудет с тобой Сила» и всё в этом духе — героиня Калининой бросается цитатами каждые пять минут, причём и к месту, и нет. Видимо, Котт ожидал комедийного эффекта от подобного штриха, однако на деле все кинофразочки выглядят притянутыми за уши и в редких случаях вызывают улыбку. Одним словом, переборщили.
Параллельно смущает тема репродуктивных трудностей, которой сценаристы Илья Дебольский и Людмила Ковалёва тычут прямо в лоб — довольно грубо и шаблонно. Чего стоит один герой Филиппа Бледного, швыряющий в жену реплику: «Если б тебе было нужно, мы бы уже, как все, второго рожали». Окружающие на каждом шагу задают Ане вопросы о причине бездетности, советуя обратиться к врачу. Триггерят и некоторые драматургические повороты — например, в одной из сцен Глаша кидает в спину второстепенному герою чемодан, после чего мужчина падает без чувств. Предмет прилетает даже не в голову, но обморок на продолжительное время персонажу обеспечен.
При этом фильм не так уж плох. Шероховатости сценария отлично сглаживает самый милый герой «Обе две» — гусь по имени Гарик, которого Глаша и Аня похищают из местной забегаловки, чтобы того не зажарили. Милота обескураживает. Впрочем, это стандартный приём для растопки сердца зрителя: помещаете в сюжет прелестное животное, и дело сделано. Но гэг всё равно выглядит хорошо. Говорю, как заядлая птичница: подкупило. К тому же, «Обе две» — довольно неплохой роуд-муви, рассчитанный на неискушённого отечественного зрителя. Собственно, Котт и отличается тем, что снимает народное кино. Этот раз — не исключение. События молниеносно сменяют друг друга и не дают скучать.
Как и «Непослушник», «Обе две» — история о перевоспитании. Аня учится следовать собственным желаниям, а не потакать обществу, а Глаша — дорожить близкими. Вместе они становятся терпимее и счастливее. В работе Котт хотел рассказать об одиночестве, которое тревожит любого, вне зависимости от пола или возраста. На этом героини и сошлись: каждая хотела, что рядом был кто-то понимающий и принимающий. Кристина Асмус прекрасно вжилась в образ, однако Таисья заметно теряется на её фоне, иногда доводя мимику героини до редкой странности. Также в сюжете буквально на пять минут появляется Кирилл Кяро: вместе с киносыном Максимом Карушевым они отзеркаливают отношения центральных персонажей.
«Обе две» — обаятельная история со значительной долей шероховатости. На наш взгляд, лента гораздо лучше «Непослушников», за что ей можно дать шанс. Однако над сценарием нужно было поработать чуть лучше. Просто смотрите фильм на релаксе, не вдумываясь в сюжет.