Издательство «Манн, Иванов и Фербер» поделилось с нами комиксом французского иллюстратора Венсана Перрио «Негалиод», выпущенным на русском языке. Это удивительная антиутопия, в которой сочетаются стилистика «Динотопии» и «Инкала». В этом материале рассказываем, зачем читать комикс о динопастухе, ставшем революционером в постапокалиптическом мире ближайшего будущего.


О чём?
Это история о мире, в котором люди живут бок-о-бок с динозаврами. Они используют их как вьючных животных, едят их мясо, воспитывают как верных питомцев и слоняются по скалистым горам и пустыням в поисках воды и пропитания. Но не все виды динозавров одинаково безобидны — в дикой природе множество хищников, и пастухи обороняют свои стада, используя, например, пахицефалозавров с толстым черепом.
Но не хищники главная беда на планете, страдающей от засухи. Большая часть человечества живёт в громадном многоуровневом городе, который контролирует Сеть — искусственный интеллект, требующий порядка. Он создал настоящее полицейское государство. Сеть присваивает каждому человеку номер и выставляет своих стражей патрулировать улицы и выявлять бунтовщиков.


Главный герой — пастух Жарри. Всё его стадо погибает, и он отправляется в город, чтобы найти виновных. Поневоле он становится частью революционного движения, стремящегося добиться правды о Сети. Вместе с повстанцами Жарри узнает истинную суть ИИ, убедится, на что способно человечество, если лишить его воды, а также проверит местный режим на прочность.
Венсан Перрио использует фантастический сеттинг, чтобы поговорить на извечные проблемы вроде экологических проблем, вызванных разрастанием крупных городов. Подобные «человейники» высасывают жизнь из всего вокруг, и людям приходится приходить в города из пустынь, потому что там у них есть шанс заработать на какие-то блага для себя и близких.
«Негалиод» также наглядно демонстрирует социальное расслоение и границу между разными категориями людей. Перрио показывает, как из-за отсутствия равноценного доступа к ресурсам, в том числе технологическим, растут протестные настроения, как недостаток критического мышления и знаний об окружающем мире тормозит само развитие человечества, заставляя некоторые его слои стоять на месте.


Но это всё меркнет перед динозаврами — именно они главные герои «Негалиода». Перрио рисует мир, в котором динозавры не просто живут вместе с людьми — они учатся с ними коммуницировать, сосуществовать, защищаться и нападать. Они не только сопровождают человечество, а наблюдают за ним и делают свои выводы. В комиксе нашлось место и для представления характера некоторых динозавров, уважающих Жарри за его упорство в попытке добиться правды. И эти гордые животные готовы поддержать его в борьбе с Сетью.
Кому понравится?
В первую очередь поклонникам творчества Жана «Мёбиуса» Жиро. Перрио в «Негалиоде» настолько приблизился к стилю создателя «Инкала», насколько это в принципе возможно. Город в его версии монументален — он гипертрофирован и, кажется, бесконечен. Это переплетение тысяч труб, которые ведут куда-то вглубь. И чем ближе к «небу» живут люди, тем они богаче — на самом дне бедные слои населения, которые стоят по полдня в очереди ради воды.
«Негалиод» придётся по душе любителям отсылок. Помимо очевидных параллелей с творчеством Мёбиуса, здесь есть полёты на небольших воздушных судах, отсылающих к знаменитому полёту Люка Скайуокера из «Новой надежды», жизнь пустынных динопастухов напоминает Фрименов из «Дюны», а некоторые погони в пустыне вызовут воспоминания о «Безумном Максе». При этом всё это, возможно, видится лишь в контексте других произведений — «Негалиод» совершенно самостоятелен и работает сам по себе.


Особенность комикса Перрио ещё и в том, что это вроде бы невероятно масштабная история о войне с искусственным интеллектом, которая длится много десятилетий, но она аккуратно уложена в один том. Во Франции недавно вышло продолжение, но история «Негалиода» вполне законченная. Конечно, в комиксе много белых пятен, есть вопросы, на которые Перрио призывает читателя найти ответ самостоятельно (в том числе что вообще такое «Негалиод» из названия), но кажется, что эта история в первую очередь про визуал, сопровождающий путешествие Жарри, а уже второстепенно про сюжет.
Такой подход устроит не каждого читателя, потому многие могут отвернуться от комикса, решив, что это в первую очередь артбук. И в чём-то они будут правы, ведь рисунок Венсана Перрио в цвете колористки Флоранс Бретон совершенно прекрасен, рассматривать хочется буквально каждую страницу.
Издательство «МИФ» собирало средства на выпуск книги через CrowdRepublic, и «Негалиод» выглядит потрясающе — он напечатан в альбомном формате на плотной бумаге. В издании 208 страниц. Не пропустите!