10 декабря в повторный прокат вышел классический фантастический фильм Роберта Земекиса «Назад в будущее». Ранее эта картина показывалась в России в рамках проекта «Проверено временем» в 2013 году, на этот раз полноценным прокатом занялась компания «Иноекино». Кинокритик Иван Афанасьев на скорости 88 миль в час пролетел фильм по второму разу в жизни и делится впечатлениями, насколько здорово он смотрится 35 лет спустя.
Пересказывать сюжет этой классической ленты не имеет особого смысла – наверняка все здесь смотрели её как минимум один раз в жизни, а то и пересматривают пару раз в год. Но вот до злосчастного 2020-го года никто и подумать не мог, что кому-то, кроме небольшого числа счастливчиков, увидевших фильм на паре показов в 2013-м, удастся посмотреть картину на большом экране, да ещё и в отреставрированной 4К-версии.
Удивительно, но в нашей стране культовое кино никогда не прокатывалось официально – в приснопамятные 1990-е похождения Марти МакФлая и Эммета Брауна можно было посмотреть только в видеосалонах и на пиратских кассетах. И оно всё равно стало культовым. Итак, что же делает его таким любимым?
Самая достоверная фантастика
Разумеется, у вас вряд ли получится создать такой же «ДеЛориан», как был у Дока, хотя наверняка попытки были, и неоднократно (не визуально, конечно, а повторяя принцип действия). И при желании можно докопаться хоть до фонарного столба и найти в «Назад в будущее» сто и одну сценарную прореху. Но давайте по-честному: со времён фильма Земекиса не было ещё ни одного фильма, который так удачно осмыслял идею путешествия во времени (Кристофер Нолан, уйди, пожалуйста – твои доводы не конают).
В финале все хроникальные сцепки, события и персонажи связываются воедино – и вопросов ни у кого возникнуть не должно, кроме самых вредных кинокритиков. Спорной считают концовку, с очень уж настырным, как может показаться, заделом на продолжение – однако Земекис в своё время признался, что придумал её с Бобом Гейлом чисто как приколюху, не подразумевая сиквел. Шах и мат, скептики!
Роман взросления
Идея фильма родилась у Гейла и Земекиса, когда они разглядывали школьные альбомы своих родителей, и один из друзей предположил, что мама другого, которая вроде как даже ни разу не целовалась в школе, запросто могла бы оказаться школьной потаскухой (да-да, шутки про мамку помогли «Назад в будущее» увидеть свет). Главная идея фильма – не в путешествиях во времени. Они лишь средство, чтобы рассказать историю взросления выходящего из отрочества Марти, 17-летнего оболтуса с характером неугомонной мультяшки (кстати, связка «озорник и умный взрослый мужчина» будет позже и в «Кто подставил кролика Роджера?» Земекиса).
Столкнувшись со своим отцом в прошлом, таким же дуралеем, и мамой, той ещё знойной цыпочкой, которая упивается своей привлекательностью, он обнаруживает, что фраза «я в твои времена» – такая же чушь, как и то, что в СССР секс можно было увидеть только через замочную скважину. Главное, что, став взрослым, Марти МакФлай должен стать лучше – это и есть главная тема фильма.
Стиль, стиль, стиль
У любой культовой франшизы или фильма есть свои символы, которые будут актуальны и узнаваемы даже очень много лет спустя. У «Звездных войн» – R2D2, у «Властелина колец» – собственно, кольцо, у какого-нибудь «Рокки» – знаменитая музыкальная тема. В «Назад в будущее» таких вот штук, которые ассоциируются с серией, выше крыши – от легендарного «ДеЛориана» и самозавязывающихся кроссовок до причёски Дока и цифры 88.
Можно снять фильм про путешествия во времени – и это будет крутая сюжетно, но довольно безликая и незапоминающаяся визуально история (привет, «Дежавю» Тони Скотта). Можно наполнить фильм обалденными визуальными решениями, но превратить его в скучную нуднятину (см. «Люди в чёрном 3»). В «Назад в будущее» отличный сценарий, что так и тянет стянуть для своего фильма, и богатая на детали вселенная, которая становится благодатной почвой для фанфиков, формируют кино, каждый раз дарящее возвращение в детство.
Поэтому даже не думайте задаваться вопросом, смотреть или не смотреть снова легендарную ленту Земекиса – особенно если вы рискнули сходить на кошмарных «Ведьм» (дядьке срочно нужно реабилитироваться в ваших глазах!). Если не боитесь коронавирусных паразитов – конечно же идти. Но пересмотреть «Назад в будущее» под Новый Год – в любом формате – никогда не будет плохим решением.