В этом году программа фестиваля «Окно в Европу» богата упражнениями в жанрах, начиная от хулиганского псевдодока и заканчивая нуаром с Марком Эйдельштейном, о котором и пойдёт речь. Одним из участников конкурсной программы стал Кирилл Султанов с дебютным полнометражным фильмом «Наступит лето», стилизованным под нуар с роковой женщиной и таинственным детективом. После премьеры лента собрала пул неоднозначных отзывов. Рассказываем, почему, несмотря на недоработанную драматургию, картине можно дать шанс.
— Кто он?
— Твой билет в лучшую жизнь.
Детдомовец Никита (Микита Воронов) переезжает в Москву в надежде забыть прошлое. За его плечами — неведомое происшествие, наложившее отпечаток на дальнейшую жизнь. Герой селится в коммуналку, где знакомится с депрессивной соседкой Сашей (Тина Стойилкович), включающей по заветам врача музыку на весь дом, когда ей грустно. Неожиданно в жизни Никиты появляется старый приятель Егор (Арсений Каверзин), который приводит его на вечеринку к некоему Дэну (Марк Эйдельштейн) — эдакому отечественному Гэтсби с синдромом бога, готовому сделать всё для друзей или, как он их называет, братьев. Однако за щедрость приходится платить: в какой-то момент компашка вынуждена покрывать благодетеля, иначе парням не жить.
Султанов описывает довольно пафосный мир молодёжи, где золотым по статусу приходится только герой Эйдельштейна. Остальные — приблудные ребята, с которыми Дэн имитирует «Тайную вечерю», называя Никиту Иудой. Помимо него и Егора, в компании — Андрей (Денис Хохрин) и Толя (Никита Оносов). Вместе они составляют нерушимое братство созависимости, выйти из которого поможет не психолог, а смерть.
Султанов облекает сюжет в нуар, где за окном зима и снег, а в названии — лето. Герои томятся в ожидании перемен, не понимая, что им выбрать — грех или праведность. Утопая в сугробах, они ждут лета, как билет в светлое будущее. Вот только в чёрно-белом мире ожидать его придётся вечность. Режиссёр, он же и сценарист, подмешивает в сюжет аллюзию на «Десять негритят»: в истории то и дело пропадают слагаемые. По законам жанра в повествовании появляется таинственный то ли следователь, то ли детектив в исполнении Кирилла Кяро, который пытается вывести парней на чистую воду, но делает это довольно странными методами — без корочки и обыска.
Султанов рисует социалку о созависимой дружбе и неравенстве, в котором ты, как раб, должен следовать указаниям имущего. Одновременно сценарию не хватает продуманной драматургии и сюжетной концентрации, потому что на данный момент криминальная драма походит на романтизацию опасной, но богатой молодости, в которой ты не видишь себя. События не трогают, как могли бы. «Наступит лето» — заснеженная галлюцинация, сонный паралич, после которого ты обязательно проснёшься в морозной постели и всё забудешь.
При этом не хочется уж слишком ругать Султанова, так как для дебюта работа вполне сносна. Однако постановщик заигрывается с визуалом, вкладывая в него основной ресурс, как и Стивен Зеллиан в недавнем сериале «Рипли». Отдельного внимания заслуживает работа художников по костюмам, потому что образы Эйдельштейна хочется рассматривать, поставив фильм на паузу. Жаль, что этого нельзя сделать в кинотеатре.
Актёры профессионально справляются с задачей Султанова, за исключением одного нюанса: герой Марка перетягивает на себя одеяло, оставляя Микиту Воронова в тени. В этом нельзя винить артистов, так как это скорее недоработка драматургии. Таким образом, главным героем неожиданно становится Дэн, чего явно не подразумевал автор. Кстати, об Эйдельштейне: приятно было увидеть Марка в злодейском облике после «Монастыря», «Ста лет тому вперёд» и «Чистых», где герой играет либо простаков, либо блаженных.
Несмотря на дебют в полнометражном кино, за плечами Султанова четыре короткометражки, одна из которых успела побывать в параллельных программах кинофестивалей Уругвая и Греции. «Наступит лето» отлично смотрелся бы в коротыше, так как расширенный хронометраж для слабо развитого психологизма не по размеру. При этом картина достойна положительной оценки за старания, так как для новичка упражнение в жанре выдалось удачным. Ну, и хайпа вокруг Марка Эйдельштейна никто не отменял, так что смотрим.