В конце марта в российский прокат вышел фильм Бенуа Дельомм «Материнский инстинкт» (Mothers' Instinct). Это дебютная работа режиссёра, ведь до этого он 40 лет был оператором самых разных фильмов: от «Вселенной Стивена Хокинга» до «Мальчика в полосатой пижаме». Рассказываем, стоит ли смотреть фильм о материнском инстинкте, превратившимся в паранойю, с Джессикой Честейн и Энн Хэтэуэй в главных ролях.
1960-е. Лучше подруги Элис (Джессика Честейн) и Селин (Энн Хэтэуэй) живут в соседних домах, воспитывают сыновей-одногодок и во всём поддерживают друг друга. Со стороны их жизнь идеальна: двухэтажные новенькие дома с зелёным газоном, яркие модные платья, дорогие украшения, состоятельные и верные мужья. Однако когда зрителю позволяют заглянуть за фасады домов, оказывается, что Элис вовсе не хочет сидеть в четырёх стенах, заниматься хозяйством и воспитывать детей (что в то время было нормой). Женщина мечтает вернуться на работу и продолжить карьеру журналиста, что доказывает её неутолённая жажда к демонстрации знаний и спорам с мужчинами на политические темы. Вернуться к прежней жизни не даёт супруг, искренне не понимающий зачем женщине работать, а ещё проблемный ребёнок. Сын Элис Тео (Имон Патрик О’Коннелл) подвержен тяжёлым аллергическим реакциям, а потому его нельзя оставлять одного. Всё это вызывает в матери не только тревогу, но и тягу к выпивке и сигаретам.
У Селин ситуация другая. Вместе с мужем она давно мечтала о ребёнке, но никак не могла забеременеть. После появления Макса (Бэйлен Д. Билиц) на свет, она была рада сидеть дома и наслаждаться ролью матери, ведь родить снова она бы не смогла. Но однако судьба распорядилась иначе. В результате несчастного случая мальчик упал с балкона и разбился. Горе Селин было настолько велико, что женщина отдалилась от окружающих, особенно от Элис, которая, по её мнению, виновна в смерти сына. Когда Макс забрался на балкон, чтобы повесить скворечник, женщина увидела его, но не успела спасти. С этого момента брак Селин начинает разваливаться, а отношения с лучшей подругой наполняться подозрениями и ненавистью. А Элис кажется, что Селин пытается причинить вред Тео, ведь её сын выжил, а Макс — нет.
«Материнский инстинкт — поведение, характеризующееся стремлением особи защитить более слабую от вредного воздействия окружающей среды с помощью заботы и внимания. Наблюдается у млекопитающих, рыб, насекомых и птиц».
К сожалению, то, что изначально развивалось как тяжёлая психологическая драма, превратилось в клишированный триллер. В фильме, где вина Элис за смерть Макса постепенно превращалась в паранойю, было достаточно пространства для рассуждений об ответственности человека за близких, возможности или невозможности восстановить доверие в критической ситуации. Тема отношения матери к ребёнку обширна, в ней много точек зрения и вопросов, на которые можно ответить. Однако вместо этого Бенуа Дельомм предпочитает отвечать на них кратко и невпопад, обходить стороной или вообще игнорировать. Так, когда Элис постепенно сходит с ума от переполняющих её подозрений, муж раздражется и не понимает почему женщина так зациклилась на странном поведении Селин. Это отличная отправная точка, ведь мужчина не способен в полной мере понять чувства, которые мать испытывает к ребёнку. Но история не развивается, ведь Элис просто соглашается с мужем и идёт дальше. Да и за Тео она дерётся без особого энтузиазма, словно мальчик ей не особо и нужен.
Хотя дело тут не только в режиссёре, но и в слабом материале, по которому был снят фильм — книге Барбары Абель. Многие читатели ругали произведение за скомканную и нелогичную концовку. И следуя по протоптанной, но ухабистой тропе, Дельомм превращает драму в триллер с невнятной и маловероятной концовкой.
Изначально режиссёром «Материнского инстинкта» должен был стать Оливье Массе-Депасс, который снял первую экранизацию книги в 2018 году. Однако он отказался:
«Я должен был быть оператором фильма, но режиссёр ушёл, а Джессика Честейн, с которой я уже работал в её первом фильме “Саломея”, попросила меня заменить его. Всего несколько часов, чтобы принять решение... Я этого не планировал, — говорил в интервью A Rabbits Foot Бенуа Дельомм. — Всегда думал, что мой первый фильм в качестве режиссёра будет похож на мои картины. Очень маленький бюджет, очень свободный, с личным сюжетом. Мой собственный сценарий, неизвестные актёры, собственные воспоминания. И вдруг я работаю над фильмом без подготовки, по сценарию, который я не писал, с двумя большими голливудскими актрисами. Это был огромный вызов, но я согласился».
В дебютной работе Дельомм попытался упростить визуал фильма, а оставшуюся энергию направить на работу с Честейн и Хэтэуэй, что было для него совершенно непривычным, ведь предыдущие 40 лет он стоял за камерой и никогда не разговаривал с актёрами.
«Картины, которые я снимаю, очень интимны. Как кинематографист, я не говорю о себе напрямую, только через образы, которые создаю для кого-то другого. Я должен быть психоаналитиком режиссёра, работать над его памятью о вещах, его идеями и чувствительностью. Я должен принести ему образы, которые он способен описать только мне».
К сожалению, дебютная работа Дельоммы получилась скомканной, а острые углы, способные раскрыть конфликт, наоборот, сглаженными. Но даже Честейн и Хэтэуэй не смогли вытянуть пресный сюжет «Материнского инстинкта». Возможно, Бенуа был прав, когда говорил, что первая режиссёрская работа должна быть личной, а не снятой по чужому сценарию.