18 августа 1995 года, 30 лет назад, вышла первая экранизация Mortal Kombat от режиссёра Пола У. С. Андерсона. Благодаря грамотной постановке и вниманию к первоисточнику «Смертельная битва» смогла задать планку для ниши игровых адаптаций и обратить ещё большее внимание на оригинальный сюжет файтинга. Это подтверждается и цифрами: лента собрала в мировом прокате 122 миллиона долларов при бюджете в 18. В честь юбилея предлагаем погрузиться в ностальгию и вспомнить все экранизации Mortal Kombat. Настолько ли они хороши?
Феномен игры и старт киновселенной
Сюжет игры на первый взгляд прост: существуют несколько миров, подчиняющихся древнему закону Старших Богов. Согласно нему, они могут завоёвывать друг друга, если бравые воины выиграют 10 раз подряд в турнире «Смертельная битва». Внешний Мир под властью императора Шао Кана стремится покорить Землю, поэтому он и его колдуны стараются обыграть защитников планеты. Земное Царство оказывается под крылом бога грома, который собирает лучших воинов — монаха Лю Кана, актёра Джонни Кейджа, спецагента Соню Блэйд, ниндзя Саб-Зиро и других. Им приходится сражаться не только с бойцами Шао Кана, но и с древними богами, колдунами и демонами.

Это сейчас мы знаем серию Mortal Kombat как одну из самых популярных игровых франшиз в истории (только не говорите, что не запоминали бесконечные комбо любимого персонажа, чтобы отпинать врагов). Но так было не всегда. Оригинальная игра, с которой всё началось, появилась в 1992 году как аркадный файтинг от Midway Games, сразу выделившись на фоне конкурентов качественной для своего времени графикой и высоким уровнем жестокости, в том числе из-за режима Fatality. Именно сюжет первой части стал отправной точкой и познакомил геймеров с колдуном Шан Цзуном, турнирной ареной и персонажами Джонни Кейджом, Соней Блейд и Скорпионом (мстительным ниндзя). Необычные комбинации для урона, мрачная эстетика и смесь восточных боевых искусств с элементами фэнтези сделали проект культурным феноменом. Популярность была настолько высокой, что уже в 1993 и 1994 вышли следующие серии, а третья стала легендарной во многом благодаря улучшенной графике и огромным разнообразием тех самых комбо — заучивать их можно было бесконечно.
Mortal Kombat можно назвать одной из ключевых причин создания американской системы возрастных рейтингов ESRB — прямое признание того, что игра оказала влияние далеко за пределами игровой индустрии. К середине 1990-х бренд был на пике популярности, а идея перенести его на большой экран выглядела не просто логичной, а коммерчески неизбежной. С этого и началась история адаптаций культового турнира.

Начало франшизы: «Смертельная битва» Пола У. С. Андерсона
До экранизации Mortal Kombat Пол У. С. Андерсон отметился малобюджетным британским экшеном «Шоппинг», впоследствии получив шанс поработать с более крупными проектами. Сценарий базировался на сюжетной канве первых двух игр, совмещая их с традиционной структурой фильмов о боевых турнирах. Если вспомнить такие картины, как Лучшие из лучших (1989) и Выход Дракона (1973), можно сразу же уловить канву: несколько битв, в которых боевой дух сначала ослабнет, а затем вернётся и приведёт протагонистов к победе. На тот момент ещё не все успели забыть успех «Каратэ-пацана», так что не только лояльность геймеров сыграла на руку производственной группе, но и заинтересованность аудитории в восточной культуре и качественных боевиках. Индустрия кино расширялась и предпочитала рассказывать не только понятные «своему зрителю» истории, но и заглядывать за кулисы далёких соседей.

По сюжету фильма отборная группа бойцов с Земли отправляется на таинственный остров, чтобы поучаствовать в межмировом турнире и предотвратить захват планеты силами Внешнего мира. В проекте удалось собрать заметный по тем временам актёрский состав: Кристофер Ламберт, Робин Шоу, Линден Эшби и Кэри-Хироюки Тагава. Но главным достижением стала не слепая копия игры, а удачная адаптация атмосферы первоисточника. Пиксельную графику, конечно, не завезли, но Андерсон постарался сохранить ощущение постоянной неминуемой опасности, которое соседствует с ощущением гордости за главных героев. За всё это режиссёра и хвалят последние 30 лет, называя «Смертельную битву» лучшей экранизацией франшизы. Андерсон интегрировал в фильм узнаваемые реплики (мем от Джонни Кейджа «Очки стоили 500 баксов, чудик!»), музыкальные мотивы и визуальные образы — например, идеальный конский хвост у Сони Блейд — и формат приключенческого боевика.
Проект получил рейтинг PG-13, что позволило не только охватить широкую аудиторию, но и вызвать споры среди фанатов, ожидавших намного больше крови. Но не всё так гладко: лента отличалась неравномерной хореографией, где дуэли персонажей могли выглядеть совершенно по-разному за счёт игры света и растянутых или наоборот отсутствующих реплик. Тем не менее, именно «Смертельная битва» закрепила за Mortal Kombat статус медиафраншизы и задала тон всем последующим адаптациям.

Первые попытки в анимации: «Смертельная битва: Путешествие начинается» и «Смертельная битва: Защитники Империи»
После успеха Андерсона владельцы авторских прав решили не терять времени и запустить параллельную анимационную линию. Первым экспериментом стала экспериментальная лента «Смертельная битва: Путешествие начинается» 1995 года, которая должна была поддержать в том числе третью часть оригинальной игры, вышедшей в тот же год. Формально «Путешествие начинается» повторяла экспозицию фильма: Лю Кан, Джонни Кейдж и Соня Блейд прибыли на остров Шан Цзуна, где бог грома Рейден объяснил правила грядущего турнира и представил ключевых противников. Мультфильм стал прорывом, потому что совмещал двухмерную и трёхмерную анимации. Рассматривать как полноценную экранизацию ленту тяжело, всё-таки это был рекламный продукт, но не упомянуть её нельзя. Тем более, что сейчас «Путешествие начинается» часто вспоминают в контексте списков «худших фильмов для просмотров с друзьями».
Год спустя вышел более амбициозный проект — «Смертельная битва: Защитники Империи», чей сюжет пересказывал события после турнира и уходил от формата пошаговых боёв в пользу сквозной арки. На манеже были всё те же: уже любимица публики Соня Блейд, Лю Кан, Джакс, Китана, Страйкер, Ночной Волк и Рейден, которые должны противостоять козням императора Шао Кана, активно пытавшегося захватить Землю. Сценарист Шон Катрин Дерек не пожалел сил и прописал мотивацию поступков как для героев, так и для основного антагониста. Смена подхода помогла раскрыть персонажей чуть больше, чем в оригинальной игре. В отличие от промо-мультфильма, здесь ставка была сделана на командную динамику и развитие персонажей. Отдельные серии разбавляли боевую линию элементами тактического планирования, внутренними конфликтами и попытками дать героям больше индивидуальности. Хотя «Защитники Империи» не стали хитом и были закрыты после одного сезона, они аккуратно вписались в пространство между фильмами и предложили фанатам связующую ткань сюжета, которой не хватало в основной кинолинии. В итоге оба проекта — и рекламно-экспериментальное «Путешествие начинается», и более цельные «Защитники Империи» — зафиксировали первый серьёзный выход Mortal Kombat в анимацию, обозначив потенциал франшизы за пределами игрового жанра.


Конец 1990-х: «Смертельная битва-2: Истребление» и «Смертельная битва: Завоевание»
В анимацию наигрались, пришла пора возвращаться в большое кино. Видимо, как-то так решили в Midway Games и с лёгкой руки согласились на ещё две экранизации. Если первая «Смертельная битва» Пола У.С. Андерсона была вылизанным, пусть и простеньким кунг-фу-фэнтези, то «Истребление» стало её слишком пафосным и громоздким продолжением, в котором Джон Р. Леонетти сделал всё для фансервиса, начиная от не самых приятных глазу спецэффектов и заканчивая довольно откровенным перекосом в геймификацию — чего только стоят очень стыдные диалоги персонажей, которые вне арены не блещут чувством юмора, а на поле боя сыплют откровенно сомнительными цитатами. Разыграться вдоволь команде позволил подросший бюджет, который неудачно реализовали. Картина получилась стыдной. Из старого каста засветились только Робин Шоу и Талиса Сото, а сборы даже не попытались допрыгнуть до успеха первой адаптации — чуть больше 51 миллиона долларов и вечная оценка ниже шести на сайтах с критикой.


Но 1998 год немного поправил плачевное положение, потому что вышел сериал-приквел «Завоевание». Хот-тейк проекта — попытаться вновь сыграть на раскрытии персонажей и растянуть сюжет в долгую предысторию. Казалось бы, дело благое — кто не любит хорошие приквелы? Но не тут-то было: довольно затянутый и местами скучный сюжет стал неофициальным символом слоубёрна, хотя бы потому, что команда сценаристов во главе с Хуаном Карлосом Кото превратила фэнтези-файтинг в телемыло. Последним ударом стал финал первого сезона: смерть положительных персонажей и истерический смех Шао Кана на фоне. В итоге сериал почти сразу свернули и задвинули на полку от греха подальше. Кстати, в 2000-м НТВ выкупил шоу и транслировал его весь июль: «Мортал Комбат» добрался и до российской поп-культуры во всей своей красе.

Попытки в диджитал-искусство: «Смертельная битва: Наследие»
После банкротства Midway Games и перехода прав к Warner Bros. фанаты франшизы разделились на две половины: одна вовсю отнекивалась от возможностей увидеть экранизацию уже под новым крылом, вторая решила пойти дальше и сделать её самостоятельно. Следующая попытка адаптировать игру — любопытный пример того, как фанатская инициатива может перерасти в официальный проект. Веб-сериал «Смертельная битва: Наследие» вырос из короткометражки Mortal Kombat: Rebirth одного из поклонников игры Кевина Танчароэна, где режиссёр радикально переосмыслил вселенную, отказавшись от магии и измерений. Фэнтезийные декорации и не самый реалистичный сеттинг заменили на подпольный турнир, а сверхъестественные черты персонажей объяснялись биомодификациями, криминальным прошлым и особыми талантами. В «Наследии» Танчароэн вернулся к канону игр, в том числе к магическому и мифологическому реализму.

Приуроченный к релизу новой части, проект получил в каст узнаваемых актёров: Кари-Хироюки Тагава вновь сыграл Шан Цзуна, Марк Дакаскос исполнил роль Кун Лао, а Каспер Ван Дин стал новым Джонни Кейджем. Проект не претендовал на полнометражный размах, но хотя бы попытался породнить фанон с каноном. А ещё заново прошёлся по основным вехам в биографиях персонажей и «Смертельной битвы» в целом. Сериал всё ещё неплохо смотрится, несмотря на то, что в начале 2010-х далеко не многие смогли его оценить во многом из-за слишком авторского подхода Танчароэна.
Наш спаситель Итан Сполдинг: «Легенды “Смертельной битвы”»
Анимационная линейка «Легенды Mortal Kombat» (2020–2023) под предводительством Итана Сполдинга, ранее работавшего над «Скуби-Ду», стала для франшизы попыткой заново пересмотреть канон, отделив его от фанона, закрепившегося после Танчароэна, и акцентировать внимание на ключевых мотивах вселенной. Основные три ленты режиссёр снял сам, стараясь бить в аудиторию постарше: всё-таки Mortal Kombat скорее греет сердце миллениалам, чем зумерам.
Фильм «Месть Скорпиона» пересказывал истории первого турнира через личную трагедию Ханзо Хасаши, чью семью уничтожил Саб-Зиро. Сюжет шёл в двух плоскостях: турнир с участием Лю Кана, Джонни Кейджа и Сони Блейд разворачивался параллельно личной миссии Скорпиона — Сполдинг решил подробнее поговорить о его попытках мести за семью. Ход оказался неплохим, потому что во многом история Жёлтого Ниндзя-Призрака годами волновала аудиторию. Визуально фильм работал на пределе допустимого рейтинга R, подросло качество анимации (очевидно, за два десятилетия то). В итоге мульт получил хорошую твёрдую оценку и доверие аудитории, так что Сполдинг не заставил себя ждать и в 2021 году выкатил «Битву миров».


Лента продолжила историю без паузы в сюжете: фактически Итан просто разделил громоздкий хрон пополам. Но не все оценили подобный ход. Во многом потому, что «Битва миров» прыгала сразу с места в карьер, даже не пытаясь напомнить, что было до. Сюжет развернули вокруг Шао Кана и Рейдена, оставшегося без божественных сил. Сполдинг решил не умалять свою кровожадность, но всё-таки сбалансировать бои и лор, так что лента подарила нам возможность увидеть выстраивание адекватных взаимоотношений младшего Саб-Зиро со Скорпионом и неловкую драму геймера-девственника, когда Кейдж решил начать ухаживать за Соней. Рейтинг мульта опустился до уверенной шестёрки, но Итана это не остановило: в 2023 году появился «Матч Кейджа».


Вместо очередной главы о мировых сражениях Сполдинг не совсем успешно ударился в ретро-детектив, который по итогу превратился то ли в не способный напугать хоррор, то ли в скучный боевик — с первого раза и не разберёшь. По сюжету Джонни Кейдж расследовал исчезновение партнёрши по фильму «Ниндзя-мим» и оказался втянут в странный неонуар с очень надоедливыми отсылками на 1980-е (крутые тачки и отрицание женской ценности). Мульт оказался очень плоским, несвязным и совершенно растерял драйв. К третьей части Сполдинг совсем исписался и вместо крепкой истории 76 минут демонстрировал всю прелесть ударов ногами.


Здесь же стоит упомянуть о «Снежной слепоте», вышедшей в 2022 году. Это единственный фильм серии, снятый не Итаном Сполдингом, а Риком Моралесом. На фоне картин коллеги анимация не блистала, но и не скатывалась: держалась крепким середняком и старалась выдерживать заданный тон. Действие разворачивалось спустя годы после падения Шао Кана: мир превратился в постапокалиптические пустоши, которыми правил мутировавший Кано вместе с подчинённым ему и ослабленным Шан Цзуном. Возможно, благодаря излишне драматичному подходу Моралеса, картина получилась мрачной и в какой-то степени психологической.


Последняя попытка: «Мортал Комбат»
Последняя вышедшая игровая экранизация задумывалась как перезапуск для нового поколения фанатов игры, которые уже не смогут переварить не самое высокое качество оригинальной ленты 1995-го. В итоге продюсер Джеймс Ван и дебютант-постановщик Саймон Маккуойд сняли не классический турнир, а предысторию к нему, фактически сделав из ленты пролог к возможной серии сиквелов. По сюжету легендарный боец и потомок Ханзо Хасаши Коул Янг вместе с союзниками открывает свою силу, чтобы остановить колдуна Шан Цзуна и его воинов. Одним из ключевых нововведений стал главный протагонист, не существовавший в оригинале, но введённый в качестве «точки входа» для неподготовленной аудитории. Но личная история Коула о борьбе с комплексами — самый очевидный шаблон на свете. Особенно жаль, что из сюжета выписали Джонни Кейджа. Главным достоинством перезапуска стала визуальная постановка боёв: зрителя ждали настоящие фаталити, разрубленные тела и литры, даже сотни литров крови. Если говорить о недостатках — это пресная история, скучный Коул, беззубый нарратив, бесплодная попытка поиграться с лором.


Что в итоге?
В большинстве случаев экранизации Mortal Kombat спотыкались о две проблемы: попытку угодить и фанатам и случайной публике, а также страх полностью довериться игровому первоисточнику. Это приводило либо к чрезмерным упрощениям и потере харизмы персонажей, либо к перегруженным сюжетам без драматического центра. Фильм 1995 года, чей юбилей мы празднуем сегодня, оказался удачнее потому что честно шёл по простой турнирной схеме, удерживал баланс между боевиком и самоиронией, а главное — показывал умелых бойцов как ярких индивидуальностей, а не как фон для экшена. Да и звёзд с неба не хватал абсолютно. Ждать ли новых экранизаций? Куда же без них: франшиза растёт и не думает умирать в недрах интернета, так что рано или поздно выйдет очередной перезапуск. Особенно, если сиквел фильма 2021 года не провалится в прокате: ждём премьеру уже 23 октября.
