Мокьюментари (от слов to mock — «подделывать» + documentary — «документальный») — художественный и телевизионный жанр, которому свойственна имитация документальности. Возник он в 1950-х годах как ответ на коммерциализацию документального жанра. Как результат — увеличение недостоверной информации и постановочных сцен в документальных фильмах. В жанре мокьюментари это «художественное преувеличение» достигло абсурдного уровня.
К сожалению, жанр до сих пор не получил широкого распространения среди российской публики, несмотря на то, что попыток внедрить его на телевидении и в медиапространстве было множество. На самом деле, многие хорошо известные зрителям проекты содержат в себе элементы псевдодокументальности. Например, сюжеты «новостных» шоу Hobosti (2012 — 2017) и «Реутов-ТВ» (2010 — 2012), ранее транслируемых телеканалом 2х2, фактически псевдокументальные и постановочные. О других российских (и не совсем) проектах жанра мокьюментари рассказываем в этой статье.
Ужасы и триллеры
Мировой кинематограф богат мистическими и пугающими картинами об исторически важных для России событиях. Они нереалистично-постановочные во многих моментах, из-за необходимости создания эффекта вовлечённости, что тоже одна из характерных черт жанра. Например, нашумевшая «Тайна перевала Дятлова» (2013) о группе американских студентов, повторяющих тот самый маршрут, что в своё время прокладывала группа Дятлова. Фильм — отличный пример псевдодокументалистики. Картина даже чуть более «реальная» и менее комедийная, чем другие представители жанра: при просмотре легко забыть, что на самом деле смотришь один большой заранее прописанный спектакль со множеством героев, хорошо выполняющих свои задачи.
«После Чернобыля» (2021) обладает свойственной многим мокьюментари-ужасам непреднамеренной нелепостью. Здесь и клишированные персонажи, и до безумия очевидный сюжет, и всем известный троп с группой друзей, умирающих по очереди. Картина рассказывает о группе американских путешественников, которые по пути из Москвы в Варшаву теряются на дороге и попадают в покинутый людьми город Припять. Место, по всем законам ужасов, оказывается не заброшенным, а населённым разномастной нежитью. Фильму нужно отдать должное за непередаваемый шарм постановочных треш YouTube-роликов, снятых на телефон с не самой лучшей камерой. Возможно, именно ими и вдохновлялись сценаристы в процессе создания.
Повышая градус нелепости, можно упомянуть занятный авторский фильм «Призрак Ховрино» (2012) с рекордно маленьким бюджетом в тридцать тысяч рублей. Этот фильм — восьмидесятиминутная версия тех самых YouTube-роликов, запечатлевших «паранормальное нечто».
Видеоблоги и соцсети
Почему-то многие картины, так или иначе связанные с интернетом, зачастую сняты именно в жанре мокьюментари. Например, веб-сериал «Даркнет: мышеловка» (2020) рассказывает о группе из трёх друзей-хакеров, которые зарабатывают на жизнь тем, что взламывают социальные сети и гаджеты, собирают компромат на людей и затем шантажируют их. Проект на самом деле один из немногих «бриллиантов» русского мокьюментари. Тут хорошо всё: и съёмка, и сюжет, и даже актёрская игра, что обычно несвойственно малобюджетным российским веб-сериалам.
Тут можно также вспомнить дилогию «Я тебя люблю» (2011) и «Я тебя не люблю» (2012) режиссёра Павла Костомарова, известного по сериалам «Чернобыль: зона отчуждения» (2014 — 2017) и «Эпидемия» (2018 — наст. вр.). По своему концепту, эти проекты — один большой видеодневник группы молодых людей с окраины Ростова-на-Дону. Занимательная штука для любителей мелодрам и наблюдения за обычной, ничем не приукрашенной жизнью среднестатистических людей.
Скандально известный своими низкими рейтингами «Взломать блогеров» (2016) тоже, отчасти, относится к мокьюментари, правда, здесь нелепость и постановочность, в некотором смысле свойственная жанру, достигает своего пика. Во многом из-за объективно плохой актёрской игры и сомнительного, не несущего в себе большой смысловой нагрузки сюжета.
Неожиданное время ностальгического переосмысления: многие слышали или даже смотрели эпизоды культовый проект телеканала ТНТ — «Реальные пацаны» (2010 — наст. вр.). Сериал содержит много отдельных сцен, в которых герои общаются напрямую с оператором, а в конце каждого эпизода главный герой Колян подводит некий итог в своём видеодневнике. Эти лирические отступления от основной сюжетной линии и предстают тем самым элементом мокьюментари, что неудивительно, ведь по жанровой принадлежности сериал относится к нескрываемо постановочным реалити-шоу о жизни в российской глубинке.
Сергей Светлаков
Сергей Светлаков — главный адепт мокьюментари в российском кинематографа: именно он выступал в качестве продюсера и участвовал в создании многих фильмов в этом специфическом жанре. Чего только стоит дилогия «Горько» (2013) и «Горько 2» (2014), режиссёром которой выступил Жора Крыжовников. Первая часть рассказывает о не совсем обычной свадьбе главный героев — Наташи и Ромы, на пути которых стоит отец невесты и его желание привнести немного традиций и занудных обрядов в уже спланированный свадебный концепт. Сиквел же представляет собой историю об отчиме всё той же Наташи, который в надежде сорвать большой куш идёт на финансовую авантюру, чем подставляет партнёров по бизнесу. Картины приправлены хорошим юмором, в духе уже полюбившихся аудитории русских комедий вроде «Дня выборов» (2007). Яркая особенность дилогии, спродюсированной Светлаковым — именно эффект вовлечённости в события, свойственный жанру мокьюментари. Любой зритель может ощутить себя одним из членов экранной семьи, присутствующим где-то рядом с главными героями.
19 апреля состоялась премьера нового проекта режиссёра — Андрея Шавкеро, созданного при поддержке онлайн-кинотеатра «Иви», где в роли продюсера вновь выступил Сергей Светлаков — «Тайна пропавшей деревни» (2023). Сериал по сути первая в своём роде отечественная документальная комедия о журналистском расследовании в российской глубинке. В поисках сенсации главная героиня Татьяна Блок отправляется в деревню Верхние броды, из который таинственным образом пропали люди. На пути к истине журналистке, её оператору и жителям соседней деревни Нижние броды приходится провести серьёзное расследование, развеять много мифов и неверных гипотез.
Проект получился необычным, как минимум, новым для неадаптированной к мокьюментари аудитории. Юмор здесь типичный для российских комедий: уравновешенный, но содержащий в себе большую долю шуток для взрослых и тех, что будут понятны только русскому человеку. Например, довольно запоминающийся монолог местного полицейского о необходимости СНИЛСа, а также очень концептуальный кадр, запечатливший соитие птиц. Первые три эпизода, представленные на предпоказе, оставили приятное впечатление. Любопытно, что ждёт героев в дальнейшем и к чему приведут эти события.
На пресс-релизе, создатели проспойлерили ещё одну занимательную деталь. В сериале стоит ожидать забытую звезду рунета — Сергея Дружко в непривычном для него актёрском амплуа. Сериал, предположительно, будет состоять из двух или даже трёх сезонов.
«Оператор, как персонаж, несомненно обладает потенциалом, несмотря на то, что он — проводник между зрителем и происходящим на экране… Думаю, его полного раскрытия можно ждать ближе ко второму-третьему сезону».
— Андрей Шавкеро, режиссёр «Тайны пропавшей деревни»
Мокьюментари как жанр российского кинематографа не стоит на месте. Он развивается, и с каждым годом дарит публике всё больше и больше достойных проектов, отличающихся концепцией: тут и триллеры с ужасами, и комедии с ситкомами. Однако русский мокьюментари всё ещё предстаёт неизведанным полем, так как не завоевал большой популярности. А начать изучение этого жанра можно с «Тайны пропавшей деревни», что неплохо раскрывает специфику направления в привычном для российского зрителя антураже.