2 февраля в сети состоялась премьера пятисерийного документального веб-сериала «Мишки на сервере», посвящённого российскому киберспорту. Сериал создан при поддержке Института развития интернета и креативного бюро Letsplay.team. О самом сериале, о том, как он создавался и для кого предназначен, рассказывает креативный продюсер сериала, кинокритик и наш регулярный автор Иван Афанасьев.
Предлагаю построить этот текст по самому простому принципу, который только можно придумать: я буду отвечать на вопросы, которые сам бы хотел задать человеку, поработавшему над таким проектом. И да, посмотрите, пожалуйста, сериал — вне зависимости от того, хотите ли вы читать дальнейший текст или нет: в него было вложено много сил, и результат получился отличный. Проверено на людях, которым киберспорт (был) интересен в минусовой степени, включая меня в начале проекта — не шутка! А теперь — you wanna play? Let’s play! (с) Александр Курицын-Невский.
Давай по порядку. Что за «Мишки»?
«Мишки на сервере» — пятисерийный документальный сериал, рассказывающий историю российского киберспорта с самого его возникновения, когда в 1996 году был создан первый, ныне уже легендарный компьютерный клуб «Орки» на Садовнической улице в Москве. Это попытка ответить на самые разные вопросы: чем живут современные киберспортсмены? Что для них киберспорт? Есть ли у русского игрока свой дух и характер? И в каком состоянии всё сейчас? Это с десяток городов по всей стране — от Белгорода до Владивостока. Более двух десятков персонажей — многих из них адепты мышки и клавы знают в лицо или хотя бы по имени, но есть люди из регионов, которые пытаются что-то делать (и весьма успешно) в самых отдалённых уголках нашей родины. Мой фаворит — Артём Щепотьев из Сургутского района, который продвигает киберспорт в массы в самых неочевидных для этого местах, где люди, кажется, и про интернет узнали совсем недавно.
Это сериал только для тех, кто в теме?
Абсолютли нет. Он абсолютно для любой аудитории — при желании, можно смотреть всей семьёй, вместе с мамами и папами, которые, возможно, играми вообще не интересуются. Учтите только, что там есть кадры из игр а-ля Quake III — не всем понравится, например, эффект от выстрела из «рельсы» по оппоненту. Но, в целом, это не столько про сами игры, сколько про тех, кто в них играет — про молодых и не очень ребят, которые решили превратить своё умение жать на кнопки в настоящее искусство. И, честно сказать, это очень заряжает — проверено на тех, кто в киберспорт ни бум-бум совсем. «Мишки на сервере» — это ещё и история о том, что даже живя в далёких от центра регионах можно добиться статуса чемпиона: у нас есть и такие герои. И такая очень оптимистичная и позитивная штука: оказывается, в игры тоже можно (и нужно) играть головой, что киберспорт — это, в каком-то смысле, новые шахматы. На мой взгляд, сериал очень здорово говорит именно об этом.
С чего всё началось для тебя?
Мы с режиссёром «Мишек на сервере» Кириллом Алёхиным познакомились случайно — на одном из мероприятий с представителями киноиндустрии, в котором я сам принимал участие как кинокритик. Дело в том, что мне очень понравился его сериал «Естественный отбор» (посмотрите, кстати — тоже отличный, особенно эталонный первый сезон), и я написал об этом в одном из изданий. Собственно, он, кажется, получал там одну из наград за него — так и встретились. Оказалось, у нас много общего: он тоже бывший кинокритик (только из поколения постарше), тоже скорее фанат кино для простых зрителей, чем фестивальных залипух, тоже всегда хотел снимать фильмы, к чему я, наверно, тоже однажды приду. Плюс мы оба любим игры. Позже он написал, что ищет людей в свой новый проект — им оказался сериал «Мишки на сервере». Так я и попал на него в качестве креативного продюсера.
В смысле, ты дал деньги на проект?
Нет. В киноиндустрии продюсер — не обязательно тот, кто даёт деньги, более того, далеко не всегда он это делает. Спонсор проекта обычно — генеральный продюсер, плюс часто исполнительные — первый выступает, как правило, в качестве того, с кем всё согласовывают, вторые ему подчиняются и контролируют процесс. В свою очередь, им могут подчиняться линейные продюсеры — классом пониже. Они, чаще всего, следят за бюджетом и занимаются организацией самого процесса: на съёмочной площадке, на пост-продакшене, на пре-продакшене; одни отвечают, допустим, за транспорт, другие за питание, третьи — за всё это и что-то ещё. Есть ещё ассоциативные продюсеры — они обычно выступают от лица генерального или исполнительного в денежных и организационных вопросах. Наконец, есть креативный продюсер — это человек, который занимается непосредственно организацией самого материала, и тут поле обязанностей очень широкое: он может контролировать процесс монтажа, собирать фактуру, дорабатывать сценарий вместе со сценаристами и консультировать съёмочную группу (и это далеко не всё!).
Окей, а что ты там тогда делал?
Конкретно я занимался тем, что интервьюировал будущих героев для съёмки, собирая материал, т.е. ту самую фактуру. Это очень важно в документальном кино, которое, собственно, из фактуры и состоит — на подготовительном этапе, когда составляются сценарий, смета и всё остальное, нужно определиться, кого будут снимать, о чём с ним говорить, где удобнее это сделать, и так далее. Контактами мне помогали опытные игроки (во всех смыслах) в киберспортивной индустрии — Иван Возняк, соучредитель Ассоциации развития киберспорта и продюсер креативного бюро Letsplay.team, и Михаил Лисецкий, директор фестиваля «Стримфест»; Ваня также стал одним из героев нашего сериала. Собственно, работа не очень сложная для опытного интервьюера, но интересная и объёмная: нужно расспросить человека о его достижениях, инсайдах, каких-то историях из прошлого, в общем, обо всём интересном, а потом собрать всё это в профайл. У меня таких профайлов вышло, кажется, штук 20 с чем-то, а я там не один такой креативный (Возняк и Лисецкий тоже числятся таковыми).
Что ещё можешь сказать про сериал?
Он создавался с огромной любовью и рвением. Вот правда: это проект, на котором я фактически вживую виделся всего несколько раз с одним только режиссёром (да, таковы порой реалии кинопроцесса в 2020-х). Но то, как все участники в нашем коллективном чате обменивались идеями, разделяли рабочие задачи, обсуждали различные мелочи в духе, какой «ствол» должен быть на экране на постере… Или, например, как Кирилл кидал в чат фотографии страшно довольных героев из регионов, к которым он приезжал с камерой, некоторые из которых были в кадре вместе с родителями… Это заряжало так сильно, что хотелось скорее увидеть сериал. И в итоге он получился даже круче, чем я рассчитывал. В документальном кино бывает некоторая, знаете, тяжеловесность, которая отпугивает людей, с ним не слишком знакомых — я уже молчу о том, как трудно решиться на просмотр дока о том, что тебе, в принципе, не близко. Так вот, «Мишки на сервере» смотрится, как видеоблог — в лучшем смысле этого слова: легко, ненапряжно, с удовольствием. Как будто зашёл на канал любимого блогера. Только снято профессионально, масштабно и со знанием дела. Но очень живо, человечно, если хотите.
Окей, и где это можно посмотреть?
В онлайн-кинотеатре Chill (там я, правда, почему-то числюсь как сценарист, ну да ладно) или в официальной группе «ВКонтакте». На данный момент вышло две серии!