Как правило, театральные постановки, фильмы и телевизионные шоу позволяют зрителям следить за действием истории с определённой степенью отстранённости. Зрители попадают в вымышленные миры в качестве вуайеристов, наблюдая за персонажами «извне» истории. И всё же иногда драматурги, сценаристы и режиссёры переворачивают эту подвешенную реальность, заставляя персонажей обращаться к аудитории. Это известно как разрушение четвёртой стены.
Фильмы, где персонажи общаются со зрителем:
Дэдпул (2016)
Большой аспект комической персоны Дэдпула, взятый непосредственно из его комиксов, заключается в том, что он полностью осознаёт своювымышленность; даже когда режет и стреляет в плохих парней, он ссылается на тот факт, что находится в ловушке внутри фильма. Неоднократные прорывы Дэдпулом четвёртой стены делают его особенным в мире современных супергероев, но он едва ли первый киногерой, который смотрит в камеру и разговаривает непосредственно со зрителями.
Забавные игры (1997)
В этом фильме отдыхающую семью из трёх человек терроризируют два садиста-захватчика, которые заставляют их играть в различные игры, связанные с болью и угрозой смерти. Главный злодей, Пол, периодически ломает четвёртую стену на протяжении всего фильма, но вместо того, чтобы просто высказывать своё мнение о происходящем на экране, он обращается прямо к зрителям. Задаёт вопросы и говорит, чтобы мы не ждали счастливого конца. В какой-то момент он поворачивается к камере и улыбается, давая зрителям понять, что видит нас.
Его активный контроль над собственными действиями усиливается ещё больше, когда он перематывает фильм назад! В какой-то момент жертва берёт верх и стреляет в Питера, напарника Пола. Последний оглядывается в поисках пульта дистанционного управления и «исправляет» произошедшее. Сцена перематывается назад, и Питер выживает.
Выходной день Ферриса Бьюллера (1986)
Одним из самых известных нарушителей четвёртой стены в истории кино может быть бездельник Феррис Бьюллер, который вовлекает зрителей в свои планы по прогулу школы (и даже в свой душ, где поёт нам серенаду, прежде чем закрыть объектив камеры). Феррис также стал родоначальником сцены после титров: вернувшись в финале на экран, он призывает оставшихся зрителей разойтись по домам.
Фильмы, которые воспринимаются через внесюжетные средства и приëмы:
Монти Пайтон и Священный Грааль (1975)
«Монти Пайтон» — настоящий кладезь странных происшествий, которые органично вписываются в сюжет. Например, когда брат Мейнард сопровождает короля Артура и его спутников в пещеру, они находят надпись Иосифа Аримафейского, которая отправляет их в замок Ааррг. Внезапно брата Мейнарда съедает пещерное чудовище, которое преследует рыцарей. К счастью, рыцари спасаются, когда у аниматора, управляющего пещерным монстром, случается сердечный приступ, и он умирает.
Как раз в тот момент, когда Артур и его солдаты готовятся штурмовать замок и захватить Грааль, полиция, расследующая совершенно не связанное с этим убийство историка, убитого в начале фильма, подъезжает на анахроничных автомобилях. Они арестовывают короля и выключают камеру, заканчивая фильм на уморительно абсурдной ноте.
Робин Гуд: Мужчины в трико (1993)
Мел Брукс известен тем, что часто вставляет в свои фильмы моменты разрушение четвёртой стены, и «Мужчины в трико» не исключение. Самое безумное происходит, когда Робин проигрывает соревнование по стрельбе из лука, превращает толпу в хаотичное сборище, а затем проверяет свой сценарий на камеру, чтобы увидеть, получится ли у него ещё один кадр. А после погонщики едят пончики и пьют кофе во время боя на мечах между Робином Гудом и Роттингемом. Неплохо устроились, правда?
Космические яйца (1987)
Брукс снова мастерски играет с четвёртой стеной с помощью внесюжетных атрибутов, на этот раз в «Космических яйцах», знаменитой пародии на «Звёздные войны». Когда Тёмный Шлем выясняет, где находится принцесса Веспа, которую ему нужно отыскать согласно сюжету, он просматривает видеозапись «Космических яиц», фильма, в котором он снимается, и того самого фильма, который мы смотрим в этот момент. Признание факта, что фильм — это фильм, действует как косвенный способ разрушить четвёртую стену. А ещё Тёмный Шлем случайно убил оператора во время битвы на световых мечах с Одинокой Звездой. Согласитесь, вышло довольно неловко…
Фильмы, сюжеты которых нам помогают понять дополнительные знания от режиссёра:
Игра на понижение (2015)
Если вы ничего не смыслите в жилищном кризисе 2008 года, то этот фильм может быть интересным, но в то же время немного сбивающим с толку. Чтобы объяснить сверхъестественно сложную экономическую подоплёку, лежащую в основе «Игры на понижение», режиссёр фильма Адам Маккей неоднократно ломает четвёртую стену, предлагая знаменитостям напрямую обратиться к аудитории, разбивая эти сложные концепции с помощью лёгких и ненавязчивых метафор.
Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар (2001)
Персонажи фильма обсуждают, кто в мире хотел бы посмотреть фильм, основанный на Джее и Молчаливом Бобе, прежде чем повернуться к экрану и многозначительно взглянуть на аудиторию: «Фильм о Джее и Молчаливом Бобе? Кто бы заплатил, чтобы увидеть это?» Этого достаточно, чтобы заставить человека рассмеяться или закатить глаза, поскольку Смит известен как своего рода чудаковатый, но опытный режиссёр, который всё равно знает, что нравится людям.
Хижина в лесу (2011)
Когда-то миром правили боги, которые теперь живут под поверхностью Земли. На протяжении многих поколений специальный комитет радовал Богов, принося человеческие жертвы. Хотя поначалу жертвоприношения были довольно простыми, Боги постепенно начали требовать дополнительной драматичности для своего развлечения. Смерти должны были происходить по определённой схеме и с определёнными типами персонажей.
Вы ведь знаете, что во всех этих фильмах-слэшерах есть укоренившийся шаблон, типы персонажей и смерти? Что ж, в «Хижине» сюжет оперирует такими же клише, где все монстры реальны, группа жертв обязательно должна разделиться, а у каждого персонажа есть своя роль. В фильме бесчисленные метаотсылки; члены организации и другие герои постоянно комментируют классические тропы ужасов — во многом так же, как это могли бы сделать зрители, — и фильм изо всех сил старается охватить более широкий жанр.
А какой фильмы с метаподходом любите вы и почему?
Обложка — Анна Водчиц