В конце июля на стриминговом сервисе Netflix вышел долгожданный ребут легендарного мультсериала Masters of the Universe под названием «Властелины вселенной: Откровение», шоураннером которого стал настолько же легендарный Кевин Смит. Режиссёр славится своей любовью к поп-культуре конца XX века (особенно к комиксам) и вообще ценится в Голливуде, как один из главных кидалтов и гиков. Что вообще могло пойти не так с перезапуском приключений Хи-мена? Давайте сначала быстро пробежимся по матчасти, вдруг вы вообще не понимаете, о чём идёт речь. Врубайте песню Holding Out For A Hero от Бонни Тайлер и прыгайте по таймлайну на 40 лет назад.
Всё началось в 1982 году, когда компания Mattel, известная по продукции Barbie, Hot Wheels, Uno, представила публике новую серию игрушек под названием Masters of the Universe с кучей крутых героев, которые комбинировали в своей вселенной магию и технологии. Игрушки очень быстро набрали популярность, особенно полуголый качок с мечом по имени Хи-мен (он же He-man, он же «Он-мужик»), поэтому логичным шагом было запустить в производство одноимённый мультсериал с именем главного героя в начале.
Сериал выходил с 1983 по 1985 годы — тогда было показано 130 серий. Как вы понимаете, сделано всё было немного на коленке и кое-как — в целом тогда никто и не скрывал, что мультсериал нужен только для продаж тех самых игрушек. Сюжет был прост: есть демон Скелетор (он плохой дядя), который с помощью своих приспешников пытается завоевать земли Этернии и захватить замок Серого Черепа, но у них это от серии к серии не получается, потому что на пути злодеев встают защитники в лице Хи-мена (который перевоплощается в перекаченную форму из принца Адама) и его боевой кот Кринжер, плюс помогают им в этом капитан гвардии Тила, оружейник-генерал Дункан, троллянин-маг Орко, волшебница замка Серого Черепа, ну и ещё несколько персонажей.
Внезапно мультсериал стал очень популярным (в первую очередь среди детей) и создал вокруг себя большую фан-базу. Далее было выпущено ещё больше игрушек, нарисованы сотни комиксов, снят кринжовый полнометражный фильм с Дольфом Лундгреном и произведено несколько спин-оффов про принцессу Ши-Ра. Уже позже, в 2002 году, вышел ремейк оригинального мультсериала на два сезона (и даже он неплохо зашёл фанатам). А с начала 2010-х годов ностальгирующие миллениалы дали новый виток популярности, конвертируя героев и сюжет в мемы.
Но вот мы в 2021 году, и смотрим уже не столько ремейк, сколько сиквел, продолжающий основной сюжет, но деконструирующий общие законы мультипликационной вселенной. Уже точно известно, что у новых «Властелинов вселенной» на Netflix будет как минимум два сезона, но первый сезон создатели решили разбить на две части, что драматургически сделано, кажется, оправдано, да и вешает перед зрителем десяток вопросов о том, что же будет дальше и как будет развиваться сюжет. Поэтому логичным показалось разобрать все эпизоды по очереди, тем более каждая серия выполняет определённую задачу.
«Сила серого черепа» и переформулированная экспозиция
Сериал начинается многообещающе: постепенно на экране появляются любимые персонажи, ты замечаешь, насколько качественно проработана анимация (сама картинка естественно в разы сочнее и выразительнее, но по вайбу, ракурсам, светотеням и другим мелким деталям отсылает к оригиналу), слышатся знакомые голоса, озвучившие героев (за озвучку «Властелинам вселенной» вообще улетает отдельная благодарность и низкий поклон, чего только стоит злобный смех Скелетора в исполнении Марка Хэмилла).
Драматургически сюжет развивается достаточно спокойно и аккуратно, но более динамично, чем 40 лет назад (у первоначальных серий со сценарными поворотами вообще было много проблем). Хочется отметить, как здорово здесь и далее построены сражения — за ними действительно интересно наблюдать: почти каждая атака имеет контратаку, несколько боев происходят параллельно, постоянно сменяются преимущества у сторон, ну и визуально — это просто мякотка.
Вторая же половина эпизода начинает идти перпендикулярно фанатским ожиданиям: оказывается, что у замка Серый Череп есть потайной подвал с истоками магии, Моссмен сгорает в битве, Скелетор умирает, Хи-Мэн умирает, Тила (верная спутница героя) узнает о том, что Хи-Мэн и есть Адам (господи, как можно было этого не понять, это же очевидно! Даже Кларк Кент надевает очки, пытаясь замаскироваться, а тут это просто один человек с одной и той же дебильной причёской, которой больше нет ни у кого в этой вселенной — простите за небольшую истерику), придворного генерала Дункана изгоняют, великий меч, который даёт ту самую силу, ломается. ЧТО ПРОИСХОДИТ?
То есть первая серия, отталкиваясь от изначальной экспозиции, формулирует абсолютно новое направление дальнейшего развития истории, одновременно ломая ожидания фанатов, приковывая новых зрителей плоттвистом и показывая всем вокруг, что новый мультсериал — не просто ребут или прилежное продолжение, а произведение, которое стоит воспринимать в качестве отдельно стоящей глыбы.
«Чаша яда» и интертекстуальность
Вторая серия показывает мир вселенной несколько лет спустя, где Тила уже без королевских доспехов выполняет задания в стиле «найди — убей — забери — верни». Теперь у неё новое оружие, классная причёска с выбритыми висками и даже новая спутница по имени Андра. С первого взгляда кажется, что она безликий и непрописанный персонаж, который, кстати, в оригинальном мультсериале не был, а появлялся лишь в двух комиксах, и нужен лишь для раскрытия основной героини в рамках дополняющего героического дуэта «у Тилы — мускулы, у Андры — мозги».
Но постепенно становится понятно, что Андра здесь — олицетворение недоумевающего и любопытствующего зрителя. Благодаря ей, интертекстуальность в повествование вводится без эмоционального отторжения у зрителя, то есть сериал начинает нативно комментировать сам себя, за счёт чего может выполнять сразу несколько важных задач: фанатов надо поощрять ностальгическими отсылками, новым зрителям надо продолжать постепенно рассказывать о старых сюжетах, а сам сюжет надо как-то двигать вперёд.
Ну вот например. Ивил-Лин в образе старушки просит героинь вернуть за большую плату старый кубок. Тила естественно думает, что это какой-то магический артефакт, но нет: «Не магический — просто ностальгический. Кубок принадлежал покойному другу, лучшему другу. Я не могу вернуть его, поэтому заплачу любую цену, чтобы хоть частичка его была рядом». И весь этот монолог точечно комментирует любовь преданных фанатов ко всей франшизе и постоянных просьбах о сиквеле.
Далее классный момент происходит на Змеиной горе в логове Триклопа, который стал главным после смерти Скелетора, решив изменить стратегию злодейского развития на более технологичную. В этой сцене забавно, что сай-фай здесь передан в стилистике представления о технике сценаристов начала 80-х годов. Да, противоборство технологического развития и магии лежит в основе оригинала, но ребут 2021 года мог просто добавить классных современных терминов, однако сделал вид, что не знает ничего, что произошло за 40 лет. Отсюда и «Святая шестерня», и «Вечная слава Материнской плате», которая существует в качестве странной жижи.
«Самый опасный человек в Этернии» и ностальгия
В третьем эпизоде интертекстуальность превращается уже в более глубокое погружение и переходит на следующий этап — тотальную ностальгию. Тут уже более подробно цитируются старые сюжетные ходы, герои вслух проговаривают истории и заслуги, которые были в сериале 80-х, вводятся «новые старые» персонажи (Робото, Бистмен, Мёрмен) и, наконец, в повествование вставляются контекстуальные шутки, постепенно сглаживая разрыв между старыми фанатами и новыми, уже что-то понимающими зрителями.
И на этом моменте самое время перейти к тому, как истинные и преданные франшизе гики восприняли «Властелинов». Если коротко — фанаты в ярости. Конечно, всё это можно было бы списать на то, что в очередной раз маскулинные ребята взбесились от того, что главными героями сделали не Хи-Мена, а Тилу. Точнее даже не её одну, а сразу горстку женских персонажей: помимо Тилы на передний план выходит Ивил-Лин (которая точно так же была в тени, только в её случае — антагониста) и всё та же Андра. То есть фанаты ждали нового появления того самого перекаченного мужика в трусах, а получили вместо него трёх сильных девушек, которые ещё и не объективируются внешним видом. Конечно, сразу посыпались стандартные упрёки в сторону Netflix, будто они каждый ремейк «портят, прогибаясь под повесточку», в сторону критиков, типа «опять эти либералы радуются уклонам в сторону феминизма», ну и, конечно, в сторону тех, кому первые серии понравились — тут стандартный набор оскорблений вроде sjw, толерасты и вот это всё.
Комментировать это мы, конечно, не будем, ибо бессмысленно, но кое-что в гневе фанатов есть и рациональное. Все они в первую очередь кричат, что Кевин Смит — лжец, причём по нескольким пунктам. Во-первых, ребята вспоминают ранние интервью режиссёра, где Смит утверждал, что до сделки с Netflix он вообще не фанат серии Master of the Universe, а потом начал утверждать, что это чуть ли не самый любимый мультсериал его детства. Во-вторых, зачем вообще смещать главного героя в другую сторону, если у франшизы уже есть «женские» спин-оффы: как старый мультсериал 1985 года «Непобедимая принцесса Ши-Ра», так и свежий ребут на Netflix от Dreamworks «Ши-Ра и непобедимые принцессы».
В-третьих, что самое важное, вся маркетинговая кампания, которая началась где-то за год до премьеры, была направлена именно на фанатов и подавалась, как «новые приключения Хи-Мена», именно его, а не женских второстепенных персонажей. Даже сам Смит в твиттере отрицал инсайдерскую информацию журналистов, несколько раз утверждая, что ребут будет именно про Хи-мена. Посмотрите, например, официальные трейлеры или основной постер перезапуска — там везде в центре внимания Хи-мен. На постере та же Тила где-то сбоку и очень мелкая по сравнению с каноничным протагонистом.
То есть какую-то часть гнева преданных фанатов понять можно, но, как часто случается в таких случаях, они решили не сдерживать свою ненависть. Сначала уронили зрительский рейтинг на Rotten Tomatoes (сейчас, на утро 27 июля, рейтинг критиков — 95%, а зрителей — всего 33%), а потом и других сайтов типа IMDb (4,8/10). Как создатели и сам Смит будут отрабатывать хейт — пока непонятно, но, думаю, это было ожидаемо. Посмотрите хотя бы одно видео, где ютубер называет «Властелинов» — плевком в фанатскую любовь. И такого контента сейчас очень много во всех соцсетях.
«Земля мёртвых» и погружение
Чтобы найти половину легендарного меча, наши герои спускаются в Субтернию (это аналог ада), где всё пространство питается страхами прибывших. Самое важное в этом эпизоде — это то, что ремейк устаканивает своё основное несходство с оригиналом. В отличие от сериала сорокалетней давности эти «Властелины» невероятно глубоко копают по части драматургии. Напомню, что в оригинале никто сильно не запаривался ни над анимацией, ни над проработкой мотиваций, арок и глубинных эмоций персонажей, и уж тем более второстепенных. Это было попросту не нужно — игрушки и так хорошо продавались. Да и в целом в телевизионных мультсериалах 80-х годов «моды» на погружение в неосознанные мотивы, как в кинотеатральных драмах, не было. Ну вот есть Хи-Мен — ему нужно защищать крепость Серого Черепа, а вот Скелетор — ему важно проникнуть в неё. Зачем? Не суть важно.
Здесь же мультсериал пытается говорить со зрителями о важных с эмоциональной точки зрения вещах: за небольшие пять серий поднимаются проблемы идентификации, абьюзивных отношений, предназначения, токсичного воспитания — куча всего. Поэтому внезапно Тила в течение пяти минут погружается в собственные страхи, о которых можно было бы догадаться в оригинальном сериале, но о них даже близко не думали сценаристы, а Орко, который раньше отвечал за нелепые шутки и глупые фразочки типичного сайдкика, вдруг расплывается в длинном монологе о том, что его на самом деле зовут Оракул, но всю жизнь люди вокруг (хотя, скорее, троллянине) над ним насмехались, потому что ему никак не удавалось постичь магию. Даже родители Орко были рады, что он неудачник.
Фух, такого уровня погружения в героев ни в одном из сериалов франшизы и близко не было. А в конце эпизода Орко ещё и жертвует собой, спасая своих друзей. Именно в этот момент у него наконец-то получаются все заклинания. Мы реально всё ещё смотрим ребут того самого «глупого» мультика из 80-х, который подарил нам кучу всратых мемов?
«Потерянный рай» и финальный переход к новой форме
В пятой серии герои (уже без Орко) попадают в Претернию (это своего рода аналог рая), где встречают былых заступников Серого Черепа, даже самого первого качка по имени Серый Череп, в честь которого и назвали крепость Серым Черепом. И, конечно, герои встречают Хи-Мена, точнее Адама (в этом контексте очень любопытен посыл, что все умершие защитники выбрали себе маскулинную перекаченную форму, а Хи-Мен — единственный, кто решил остаться в теле хилого принца, хотя герои могут сами выбирать, в каком состоянии существовать в Претернии). Далее произносится нескольких важных речей «местных жителей», которые опять же переходят в интертекстуальность, комментируя сам сериал. Особенно доставляет фраза: «Конец — это лишь начало, и только после смерти я действительно живу». И как раз после неё начинается такой сюжетный замес, что приходится поверить в то, что от оригинального сериала уже ничего не осталось, а новый и правда может привнести что-то более мощное и интересное.
Так вот. Робото рискует собой, чтобы сковать две половины меча, и вроде бы умирает (тут только что Орко умер, вы куда вообще несётесь?), Хи-Мен отрекается от рая и возвращается в родную Этернию (хотя его предупреждают, что второго шанса уже не будет), из посоха Ивил-Лин внезапно возникает Скелетор (что?), Ивил-Лин переходит обратно ко злу (чтоооо?), Скелетор убивает Адама (ЧТО? ОПЯТЬ?). И он же впервые за 40 лет существования франшизы берёт тот самый меч (ЧТОООООООО?), произносит ту самую фразу "I have the power!" (ЧЕГОООООО?) и превращается во Властелина вселенной (ОООООООХ ЧТО ПРОИХОДИТ?).
На этом первая часть заканчивается, и на этом окончательно становится понятно, что «Властелины вселенной: Откровение» не просто прыгнули на голову выше, поменяв направление оригинала в перпендикулярную плоскость, они ещё и полностью деконструировали классику. Абсолютно понятно, почему фанаты негодуют — никто не любит, когда любовь разбирают на куски, формируя абсолютно новую сущность. И абсолютно понятно, почему критики в восторге: великолепная анимация (кстати, некоторые художники работали над сериалом Castlevania, финал которого недавно вышел на Netflix — это заметно по стилю), сумасшедший каст озвучки, неожиданная, но тонкая деконструкция и неплохой сценарий. Осталось только определиться, на чьей вы стороне и что для вас важнее.
Что дальше?
После такого начала, конечно, безумно интересно, что же будет во второй части первого сезона. И, конечно, в основном существует два вопроса: сможет ли продолжение хотя бы остаться на той же планке и получится ли охладить ярость преданных фанатов (но есть ощущение, что Netflix их уже потерял). Сразу после выхода первых пяти серий на Netflix появилась 25-минутная программа, раскрывающая некоторые тайны создания мультсериала. Там в целом ничего интересного, кроме интервью с Марком Хэмиллом и намёка Кевина Смита на то, что Хи-Мен не факт, что умер во второй раз. Но куда интереснее совсем новое видео, которое выпустил стриминг на ютубе — там есть действительно важные вещи:
— Смит говорит, что вторая часть совсем крышесносная по сравнению с первой. Стоит ли верить ему сейчас после некоторой охапки вранья — вам решать.
— Шоураннер во второй раз уже почти прямым текстом говорит о том, что Хи-Мен не умер.
— Орко погиб окончательно (вот это жестоко).
— Намёки на то, что Скелетор не умер в первой серии, были на протяжении всех других эпизодов.
— Вторая часть сезона, кажется, сфокусируется на сложном характере Ивил-Лин и её истории.
— Шестой эпизод начнётся с того же места, где закончилась пятая серия.
В общем ждём продолжения, которое окончательно и бесповоротно расставит все точки: либо «Властелины вселенной: Откровение» — действительно великий сиквел, либо Кевин Смит похоронил франшизу и свою карьеру. Чего-то среднего тут точно не выйдет.