В четверг, 24 марта, в кинотеатрах выходит «Мания» (The Novice) — дебютная режиссёрская работа Лорен Хэдэвэй. Это психологическая драма о студентке, которая одержима идеей быть лучшей во всём. Если вы скучали по тревожному кино, на котором нервно ёрзаешь в кресле, «Мания» — идеальный вариант. А если не скучали, то всё равно сходите — сейчас расскажем зачем.
Алекс (Изабель Фурман) — первокурсница, которая везде хочет преуспеть. На каждом тесте она сидит до последнего, перепроверяя ответы по три-четыре раза. В какой-то момент Алекс понимает, что этого недостаточно, поэтому записывается в университетскую команду по гребле. Казалось бы, физическая активность должна отвлекать девушку — помогать ей хотя бы на некоторое время забывать об учёбе. Но Алекс начинает одержимо тренироваться, мечтая стать лучшей среди новичков.
Постепенно главная героиня перестаёт видеть в других членах команды что-то человеческое. Они становятся для неё набором нормативов и рекордов, которые обязательно нужно побить — неважно, есть у тебя на это физические и ментальные силы или нет.
Если вы никогда не страдали «синдромом отличника», то в процессе просмотра вам будет совершенно непонятна мотивация главной героини. С чего она вообще решила так маниакально взяться за это? Какой эндгейм? Для тех же, кто хотя бы раз в жизни ввязывался в любую соревновательную систему (спорт, рейтинги в университете и прочее) и терял из-за этого голову, «Мания» станет погружением в свои прошлые травмы.
Изабель Фурман, известная по ролям в фильмах «Дитя тьмы» и «Голодные игры», проделывает здесь феноменальную работу. В моменты, когда её героиня пытается доказать окружающим, что в её саморазрушительных действиях есть мотивация, ты на несколько секунд действительно веришь ей — ведь она так страстно и уверенно всё объясняет. Но остановившись на время, ты понимаешь — в таком темпе и с подобной риторикой она быстро сгорит.
«Манию» особенно тяжело смотреть после того, что произошло в 2022 году на Зимних олимпийских играх с российской фигуристкой Александрой Трусовой. После пяти четверных прыжков (это рекорд за всю историю Олимпийских игр) она всё равно оказалась на втором месте. В итоге, на награждение девушка вышла в слезах и после нервного срыва (который кто-то решил снять на камеру — зачем, неясно). Анна Щербакова, взявшая золото, при этом стояла и не могла радоваться победе. «Мания» отлично передаёт то самое ощущение, что буквально любой результат — недостаточно хорош.
Причём важно понимать, что и в фильме, и в реальных ситуациях корень зла — это не желание быть первой, которое сочится в действиях героини или спортсменок. Основная проблема — это идеология соперничества и «победы несмотря ни на что», которые сильно врезаются в мозг и заставляют молодых людей поверить: только идеальные результаты приносят тебе ценность и важность.
«Мания» — это яркая дебютная работа, которая заставит вас испытывать дискомфорт и недоумение. И хочется верить, что она поможет некоторым полностью избавиться от остатков токсичного перфекционизма.