Вот-вот на экранах появится «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» (Furiosa: A Mad Max Saga), новый фильм из знаменитой постапокалиптической вселенной. Одно упоминание серии вызывает у фанатов исключительно восторг. Сейчас сложно найти франшизу такого же возраста, а это почти 50 лет, со столь безупречной репутацией. В чём же феномен «Безумного Макса»?
Для тех, кто в танке
Мир «Безумного Макса» пережил ядерную катастрофу. Вокруг — песчаная пустошь, главная ценность — бензин. Все ездят на монструозных колымагах, а их водители, в большинстве своём, обезумевшие фрики.
Главный герой Макс Рокатански — бывший коп, который застал прошлый мир. Его семья погибла от рук банды байкеров, и с тех пор ему остаётся только бесцельно скитаться по миру.
Первый фильм серии вышел в 1979 году, сделали его в Австралии никому неизвестные местные энтузиасты Джордж Миллер и Байрон Кеннеди. Главная роль досталась такому же «ноунэйму» Мэлу Гибсону.
По меркам большого кино бюджета у них совсем не было: на фильм с погонями, взрывами и авариями ушло порядка 300 тысяч долларов (австралийских, они дешевле). Некоторым членам съёмочной команды буквально платили пивом, а в роли байкеров снимались реальные байкеры. При этом результат порвал всех: в мировом прокате фильм собрал более 100 миллионов долларов, уже американских.
На мой личный взгляд, первая часть — странная. Тут почти нет того, что мы считаем «постапокалипсисом». Интерьеры плюс-минус людские, костюмы и дизайны техники чуть экстравагантнее обычных, даже зелень в пейзажах присутствует!
Что по-настоящему сделало «Безумного Макса» великим, так это второй фильм 1981 года. Иногда его называют просто «Воин дороги», потому что в американском прокате он выходил именно под таким названием. Это помогло избежать привязки к первому фильму и как бы зайти на этот рынок заново.
Просто сравните кадры из первого фильма:
И из второго фильма:
Про вторую подборку хочется сказать — «Это оно! Вот это настоящий постапок». И в этом главная фишка Mad Max.
К третьей части с подзаголовком «Под куполом грома» (1985) относятся чуть прохладнее. Общий настрой стал более «фэнтезийным», и фильм подрастерял в динамике и жесткости, а что самое страшное: погонь и машин в нём практически не было. Но его всё равно любят и уважают.
Следующую же часть пришлось ждать аж 30 лет. Миллер ещё в 1990-х начал работать над сценарием, а художник Брендан МакКарти (к слову не последний человек в мире комиксов) занялся концепт-артами.
Из-за сложностей с поиском места для съёмок и финансированием, фильм увидел свет только в 2015-м, уже с Томом Харди в главной роли.
И боже, это было величие. Экшен не прекращался все два часа, всё, что взрывалось и во что врезались в кадре, — взрывали и сталкивали по-настоящему. И всё это с невероятным чувством вкуса, ритма и лаконичным подходом к построению мира.
На премии «Оскар» «Дорога ярости» забирала статуэтки одну за другой в технических номинациях, и была вера в то, что «Безумный Макс» станет фильмом года. Наверное, подобный шок (в хорошем смысле) испытывали фанаты, кто наблюдал оскаровский триумф «Властелина колец».
Их даже можно сравнить: и «Макс», и «Властелин колец», будучи поп-культурными блокбастерами, при этом сугубо авторское кино, Джорджа Миллера и Питера Джексона соответственно, и сделаны они с любовью.
Для лент такого масштаба характерен жёсткий контроль студии и смена творческих команд. Ближайший аналог, который получается вспомнить — «Индиана Джонс» и Стивен Спилберг. И то «Колесо Судьбы» (2023) снимал уже Джеймс Мэнголд. А Миллер и 45 лет спустя со страстью занимается Безумным Максом!
Эстетика говна и палок
Практически всё, что у вас ассоциируется с апокалипсисом: пустоши, фрики-рейдеры, собранное из хлама старого мира окружение, общее безумие и бесчеловечность происходящего — эта та эстетика, которую зацементировал Mad Max.
Разумеется, подобное было на экранах и раньше. Например, одной из самых заметных постапокалиптических лент называют «Парень и его пёс» 1975 года, но то, что сделал «Безумный Макс» было зрелищнее, жёстче, да и просто-напросто талантливее.
Хидэо Кодзима, Гильермо Дель Торо, Дэвид Финчер, Джеймс Кэмерон и многие другие креаторы в один голос твердят, что на них серьёзно повлиял «Безумный Макс». А вот список избранных произведений, в которых угадывается его дух или прямое цитирование.
Fallout (1997 — … ) и Wasteland (1988 — …)
Прадедушка всех постапокалиптических игр Wasteland честно описывался как смесь Ultima и Bard’s Tale в очень близком к Mad Max сеттинге. Геймдиректор Wasteland и исполнительный продюсер обеих оригинальных Fallout Брайан Фарго любил «Воина Дороги», и свой источник вдохновения не скрывал.
Просто посмотрите на опенинг Mad Max 2 и легендарное «Война никогда не меняется» или на эти арты — и это не говоря о множестве других отсылок.
Более того, разработчики и Джордж Миллер даже планировали сделать игру по Безумному Максу! По словам Фарго, ему даже разрешили прочитать сценарий «Дороги ярости». Планировалось адаптировать его в партийную RPG в духе Fallout, но в производство проект не ушёл. Вместо этого мы получили экшен от Avalanche Studios, авторов Just Cause, — и игра вышла отличной.
Водный мир (1995)
Фильм с Кевином Костнером в главной роли считается одним из самых дорогих фильмов того времени и одновременно одним из самых крупных провалов Голливуда. Заголовки посмертных статей о «Водном мире» прямо сравнивают его с «Максом», да и сами авторы не скрывают источники вдохновения. Более того, фильм снял тот же оператор, Дин Сэмлер, который работал над вторым и третьим «Безумным Максом».
Задумка у «Водного мира» простая: постапокалипсис, но вместо ядерной пустоши мир, затопленный в результате глобального потепления (съёмки на воде, кстати, были одной из причин, почему бюджет фильма так монструозно раздулся). В главной роли молчаливый Моряк, который как бы нехотя берётся помогать поселению в беде. Противостоит им одиозная банда «Окурков» и их лидер Дьякон. Короче, слово в слово «Воин Дороги».
Несмотря на кассовый провал, фильм вышел вполне приличный — если вы (как и автор) смотрели его в детстве, то есть повод пересмотреть. В конце нулевых вышла фанатская версия фильма, на 45 минут длиннее театральной и с общим хронометражем практически три часа. В новую версию фильма вошли сцены, расширяющие лор. Сама студия эту версию «признала» и перевыпустила в хорошем качестве с подзаголовком Ulysses Cut.
Сценарий к «Водному миру» был написан ещё в 1986-м, когда трилогия как раз успела отгреметь. Изначально предполагалось, что фильм не будет блокбастером и съёмками займётся компания Роджера Кормана, короля фильмов категории Б. Корман скончался 12 мая в возрасте 98 лет, и сейчас можно найти множество статей и роликов о нём, почитайте — вклад у него невероятный.
Фильмы-повторюшки
Успех трилогии ещё в 1980-х породил множество фильмов-подражателей. Как правило, они были дешёвые, эксплуатационные и сейчас рейтинг у них в районе 5 баллов из 10. Посмотреть список можно вот тут, а ниже я просто перечислю некоторые из них:
— «Кинотюрьма будущего» (1986). Тоже австралийский боевик, о кинотеатре под открытым небом, который превратили в концлагерь.
— «Уничтожители 3000 года» (1983). Группа выживших в поисках воды, противостоят им зловещие уничтожители, чья единственная цель — причинять боль и нести горе.
— «Ад в лягушачьем городе» (1988). Ядерный апокалипсис резко сократил численность мужского населения и сделал большинство людей бесплодными. Спэнгл посылает Сэма Хелла во Фрогленд, пустошь мутантов, чтобы тот оплодотворил как можно больше фертильных женщин. Оказавшись там, он узнает, что мэр-мутант Тоти похитил восемь человеческих женщин для своего гарема. Теперь миссия Ада — спасти Спэнгла и гарем от этого верховного мутанта. Не знаю как вы, а я обязательно это посмотрю.
Комикс «Танкистка» (1988 — … )
Танкистка — культовый для авторских комиксов персонаж. Придумали её два 20-летних британских «оболтуса» Алан Мартин и Джейми Хьюлетт.
Они прямо называют источниками вдохновения «Макса» и «Крокодила Данди». Оба фильма подарили им представление о поехавшей австралийской пустоши — настолько далёкой от Великобритании, что там могло происходить что угодно. Например, панк-девчонка разъезжала на танке вместе с гуманоидным кенгуру.
Если имя Джейми Хьюлетта показалось вам знакомым, то это неспроста. После «Танкистки» уже прославившийся художник взялся за другой амбициозный проект — именно Джейми подарил группе Gorillaz её облик. Можно даже сделать (очень) смелое предположение, что без «Безумного Макса» Gorillaz получились бы совсем другими или не случились вовсе.
Любая игра, в которой есть бои на машинах
Во что бы вы ни рубились: серия Twisted Metal, Ex Machina, Crossout, дилогия Rage, Death Rally и так далее — просто посмотрите на дизайны машин, все эти шипы, ржавчину и небрежную сварку, и всё станет понятно.
До фильмов Миллера просто не было настолько мощного референса для оформления боевых/постапокалиптических машин. Синемафилы возразят, что за три года до первого фильма была «Смертельная гонка 2000» с Дэвидом Кэррадайном и Сильвестром Сталлоне (к слову, отличный, как и римейк с Джейсоном Стэтхемом). Но тамошние автомобили уходили в китч.
Хотя свой след «Смертельная гонка» оставила: игра Carmageddon воплотила концепцию «гонка, где надо сбивать людей за очки».
Ещё один показатель народной любви: малоизвестной игре Bandits: Phoenix Rising в официальной локализации у нас дали подзаголовок «Безумный Маркс». Правда, вместе с ним на обложке появился клоунский диалог о призраке коммунизма.
Фестиваль Burning Man
Знаменитый фестиваль чаще всего сравнивают с вы-уже-поняли-чем. Путешественники со всего мира приезжают в пустыню в штате Невада, чтобы как следует одичать и эпатировать гостей своими нарядами и автомобилями.
Радикальное самовыражение и индивидуализм, заложенные в философию фестиваля, привели к тому, что половина гостей выглядит натурально как рейдеры. Кастомная техника — отдельная фишка фестиваля, она тут именуется «мутантской» или просто арт-карами.
Mad Max-тюнинг можно встретить и в России. Вот такую адскую «Волгу» собрали ролевики.
Чё всё? Нет, не всё!
Разумеется это не всё, на что повлиял «Безумный Макс», а только самые яркие примеры. Отсылки, признания любви и своеобразные переосмысления появляются то тут, то там. Cтоит вспомнить хотя бы тематическую серию «Рика и Морти».
И да, в «Симпсонах» это тоже было.
Не обошлось даже без пародии на «Дорогу ярости», Mad Maxine: Frisky Road. Вышла в 2018 году.
Прямо сейчас на экранах выходит «Фуриоса», приквел к «Дороге ярости». Хоть он и планировался с самого начала, пауза в серии составила целых девять лет. Виной тому очередные разногласия со студией, в первую очередь из-за гонорара Миллера за прошлый фильм.
«Фуриоса» не посвящена персонажу Макса как таковому. Вместо него в центре будет Аня Тейлор-Джой в роли молодой Фуриосы и Крис Хемсворт в нетипичной для себя роли злодея.
Критики уже в восторге, а нам остаётся только немного подождать.