Имя Тацуки Фудзимото говорит само за себя: новые работы автора, чья отвязная манга «Человек-бензопила» уже заняла место среди культовых сёнэнов, без внимания не остаются. Кто следит за творчеством мангаки, знает, что его никак нельзя назвать автором одного хита: «Оглянись» отлично демонстрирует многогранность Фудзимото. Он продолжает рассказывать цепляющие и довольно мрачные истории, но теперь им не нужны демонические силы, пошлые шутки, треш и угар — драма жизни выходит на первый план. И это трогает сильнее, потому что правдиво. Однотомник «Оглянись» на русском языке выпускает издательство «Азбука», а полнометражный аниме-фильм официально выйдет 31 октября благодаря компании DEEP. О нём и поговорим.
От мотивирующей зависти до целебной дружбы
Младшеклассница Фудзино — человек творческий: для школьной газеты она рисует юмористическую мангу-ёнкому (короткие юмористические стрипы). Девочка без лишней скромности принимает комплименты одноклассников и наслаждается всеобщим вниманием. Но всё меняется, когда некая затворница Кёмото публикует свою работу — на фоне детальных реалистичных зарисовок простенький стиль Фудзино теряет своё очарование. Появление соперницы вызывает у девочки бурные негативные эмоции, но конкуренция — двигатель прогресса, поэтому это мотивирует её прокачивать свои скиллы.
Обложившись самоучителями по рисованию («Главный совет: больше практики, дебил!» намекает со страниц манги Фудзимото), героиня берётся за дело. Но чем дальше, тем труднее идти к мечте. Все вокруг говорят, что пора вырасти из рисования, ещё стрёмным отаку назовут, а до работ этой противной Кёмото всё равно как до луны. И Фудзино сдаётся!..
Но вдруг Кёмото не враг, а товарищ по интересам? Когда учитель поручает Фудзино отнести аттестат затворнице, девочки, заочно знающие друг друга только по рисункам, наконец, знакомятся. Увидев бесчисленные стопки альбомов в прихожей и получив восторженный отзыв о своей манге, отношение Фудзино к сопернице меняется: может, им стоит объединиться и вместе создать нечто крутое? Она хорошо придумывает забавные истории и персонажей, а Кёмото прекрасно рисует фоны — кажется, их встреча предрешена судьбой. Но впереди девушек ждёт не только дружба и творческие свершения: жизнь порой жестока и непредсказуема.
Фудзимото никогда не боялся показывать своих героев неидеальными, но если в «Человеке-бензопиле» персонажи карикатурны и выкручены до предела, то здесь самые обычные люди, чьи неприятные проявления характера делают их по-настоящему живыми. Увидев мангу соперницы, Фудзино не просто грустит и загорается мотивацией: она завидует, злится, движется вперёд на энергии ярости. Никаких розовых соплей, только правда жизни.
Героиня хвастлива, может поступать эгоистично, но при этом целеустремленный человек, которому трудно не сопереживать. Её непростой путь только наполовину состоит из повышения навыков рисования: не меньше сил отнимает психологическая борьба с неуверенностью в себе, давлением окружающих и различными негативными эмоциями. О терзаниях творческого человека, полагаем, автор знает не понаслышке, поэтому история воспринимается как доверительная беседа.
Что, если… ?
Поначалу «Оглянись» кажется классическим произведением о целебной силе дружбы, взрослении, творчестве и поиске себя. Менее радужным и жизнеутверждающим, как какой-нибудь «Бакуман», где речь тоже идёт о начинающих мангаках, но всё же с ожидаемым развитием сюжета. Однако со второй половины всё меняется.
Писать подробнее было бы спойлером, скажем лишь, что в жизни героинь происходит событие, меняющее всё на «до» и «после». Так, история о мангаках превращается в рассуждение о привычке людей брать на себя ответственность за события, которые от них не зависят, когда дело касается близких. О всепоглощающем чувстве вины, об отчаянном желании переписать сюжет своей жизни, о способах проживания трагедии.
Типичные фантазии в духе «Что, если… ?» создают параллельную вселенную в голове человека с бурным воображением — героини «Оглянись», несомненно, именно такие. На выходе мы получаем душераздирающую драму и подступающий ком к горлу, а может, и слёзы. За один том/фильм мангака успевает поговорить о самых разных вещах, и ни одна из тем не кажется лишней или плохо раскрытой. Единственное, не помешало бы показать жизнь Кёмото до встречи с Фудзино чуть подробнее. Но в любом случае истории Фудзимото долго не выходят из головы.
Фильм Studio Durian близок к манге по сюжету — трогательная история дружбы с любовью и вниманием перенесена на экран. В качестве бонуса анимировали ёнкомы из школьной газеты: Фудзино даже не знает, что получила аниме-адаптацию своих первых работ! Дизайны персонажей также приближены к узнаваемому стилю Фудзимото — достаточно одного взгляда, чтобы сказать, кто автор. Но тут и не забудешь: героиня выпускает мангу «Пинок акулы», которая выглядит точь-в-точь как «Человек-бензопила».
Живописные пейзажи, комната с меняющимися по временам года деталями, разнообразные ракурсы, невероятно эмоциональные сцены вроде танца Фудзино под дождём — погружение обеспечено. А лирический саундтрек наносит финальный удар, чтобы никто не остался равнодушным. Другой выбор музыки мог сильно повлиять на восприятие и сделать фильм мрачнее, но создатели предпочли оставить зрителя со светлой грустью, а не погрузить в пучину отчаяния.
В завершение хочется сказать просто: картина длится всего час, и его стоит потратить на эту историю, ну а чтение манги Тацуки Фудзимото всегда приветствуется! Даже если вам не зашёл «Человек-бензопила», дайте этой работе шанс.