Всем кино! С 1 по 8 ноября в Минске прошёл фестиваль «Листопад», порадовавший обширной программой: помимо основного конкурса были представлены мультфильмы, студенческие проекты, работы молодых режиссёров и современное белорусское кино. Нам удалось посмотреть новинки и крупных мировых фестивалей из Канн, Берлина и Торонто. Делимся с вами впечатлениями!
«Чанъань, Сиань», Чжан Чжун
Успех на фестивале во многом зависит от того, насколько кинокартины будут близки членам жюри. В этом году основной конкурс «Листопада» оценивали иранский режиссёр Нушин Мераджи, китайский продюсер Лэй Хань и директор Пусанского кинофестиваля Ким Джин Хэ. Неудивительно, что победу присудили ленте совместного производства Ирана и Китая «Чанъань, Сиань». Впрочем, фильм награду заслуживает, ведь это история любви, воспоминания о которой постоянно возвращаются к человеку — тема вечная и близкая многим.
По сюжету девушка возвращается в город, где раньше встречалась со своим парнем. Спустя долгие годы совместной жизни у пары возникли конфликты и она распалась. Сюжет перекликается с китайской легендой о Белой Змее, повествующей о запретных отношениях между человеком и мифическим существом. Параллельно основной истории зритель наблюдает за постановкой этого сюжета на сцене.
Режиссёр предлагает отправиться в путешествие по одному из самых красивых китайский городов — Сиань, в котором находится знаменитая Терракотовая армия. Важная составляющая — образы. Прогуливаясь по городу, девушка слышит голос любимого, словно доносящийся из прошлого. В поезде смотрит в окно и задумывается о том, как важно фиксировать лучшие моменты жизни. Режиссёр проводит параллель между её образом и встретившимися на пути людьми, намекая, что даже после тяжёлого расставания не обязательно оставаться одиноким.
Даже если это кино не попадёт в любого зрителя, то станет своеобразной экскурсией в другую культуру. Пожалуй, в знакомстве с новым и заключается главная цель международных фестивалей.
«Хранители формулы», Драган Бьелогрлич
Группа физиков-ядерщиков из Югославии в ходе эксперимента подвергается радиационному излучению. Они быстро покидают комнату, однако спустя пару дней начинаются осложнения: откашливание крови, внезапная потеря сознания и слабость. Врачам предстоит спасти людей, вот только лекарство найти не так просто.
«Хранители формулы» содержат те же смыслы, что и большинство произведений о Чернобыльской аварии, одна из центральных тем которых, — последствия, возникающие из-за необдуманных решений. Это реалистичное кино, которое показывает важность взаимодействия друг с другом. Цепная реакция возникает между людьми, каждый пытается помочь. Вдобавок, это кино о маленьком человеке, который ради спасения других идёт на жертвы и совершает большое открытие в области науки. Главный герой занимается первой трансплантацией костного мозга, которая впоследствии оказывает большое влияние на лечение онкологических заболеваний.
В ленте Бьелогрлича погоня за успехом приводит к жутким мучениям. Такое кино не сработало бы без выдающейся актёрской работы: сыгравший главного врача француз Алексис Маненти удостоился награды как лучший актёр фестиваля. Его персонаж — профессор Жорж Мате уделяет время пациентам больше, чем своей личной жизни, и всё время ищет возможность помочь другим. Его образ контрастирует с руководителем группы физиков, который потерял надежду на восстановление.
Пожалуй, главный из приёмов фильма — постоянная фокусировка на настенных часах. «Хранители формулы» попадают в нерв времени, подчёркивая необходимость беречь каждую секунду своей жизни и не сдаваться, даже если шансов на положительный исход практически нет.
«Новый Берлин», Алексей Федорченко
В этом году Фрэнсис Форд Коппола в Каннах представил публике «Мегалополис» — масштабный проект о возведении утопического центра мира, создававшийся долгие годы. Принимать его можно по-разному: для одних фильм — отражение самого автора, у которого за эти годы скопилось множество нереализованных идей, а для других — мешанина образов, не способных выстроиться единый сюжет. Одно можно сказать точно: это проект мечты, пускай и провалившийся в прокате.
«Новый Берлин» — это русский «Мегалополис». Такой же масштабный долгострой, все смыслы которого понятны, кажется, лишь самому Федорченко. История делится на две части: в первой отец и дочь пытаются отыскать в Колумбии пропавшую родственницу, а во второй показано государство немцев под льдами Антарктиды, в котором люди поклоняются енотам. Зрителю предстоит понять, что объединяет эти истории, и в чём кроется замысел режиссёра.
«Новый Берлин» смотрится выигрышнее «Мегалополиса» и удивляет стилистикой. Обе части фильма сняты как псевдодокументальное кино. Первая согревает теплотой взаимодействия отца и дочери, а также яркими декорациями солнечной Колумбии. Во второй чувствуется ощущение отстранённости и покинутости, достигнутого, в том числе, благодаря серости утопического мира.
«Там, где танцуют стерхи», Михаил Лукачевский
В начале фестиваля я услышал такое мнение: «Неважно, будет фильм хорошим или плохим, главное — познакомиться с новыми приёмами». «Там, где танцуют стерхи» удовлетворяет это желание, рассказывая историю о мальчике, который верил, что люди после жизни превращаются в белых журавлей — стерхов.
Якутские кинематографисты умеют рассказывать обыденные истории, добавляя в них элементы магического реализма: например, «Пугало» от Дмитрия Давыдова, в котором знахарка-изгой исцеляла людей в глуши. Лента Михаила Лукачевского наполнена светом, исходящим от главного героя. Он никогда не сдаётся и воспринимает мир не всерьёз из-за юного возраста. А когда его мама погибает, до конца не верит, что такое может произойти. Уж скорее она превратилась в другое существо, нежели покинула этот мир. Фильм показали в середине фестиваля, когда большинство зрителей уже устало от многослойных конкурсных фильмов. Именно поэтому он смог согреть публику и получить один из главных призов: «За гуманизм и духовность в кино».
Основной конкурс анимационных фильмов
Больше всего на фестивале порадовала анимация. Мультфильмы были разделены на несколько блоков для разных возрастов: короткие и длинные для детей, для взрослых, музыкальные и юмористические, а также сюжеты, отражающие культуру разных стран.
В первый день программы показывали короткие истории для детей, вечером — юмористические и музыкальные мультфильмы. Зал покорила «Школа ёлок» о кактусе, который хотел стать рождественским деревом, а также хорватский проект «Пекарня Бориса» о специалисте с аллергией на муку. Были стилистически запоминающиеся и эмоционально наполненные мультфильмы. Так, главным действующим лицом «Нити» была, как неудивительно, обычная нитка, а в «Волке думающем» серый зверёк рассуждал о смысле жизни.
Вердикт
Фестиваль этого года однозначно удался. Основной конкурс получился насыщенным: немало фильмов вызывали эмоции и знакомили с новыми подходами к созданию кинематографа. Присутствовали и хорошие второстепенные программы: уверены, анимация покорила сердца не только юных зрителей, но и взрослых.