28 июля у пермской студии Morteshka, известной по карточной RPG «Чёрная книга» и дебютному проекту «Человеколось», вышла новая игра «Лихо одноглазое». В этот раз разработчики отошли от концепции смешения жанров, которая не всем понравилась в предыдущем проекте, и выкатили фолк-хоррор от первого лица, пугающий атмосферой, но не впечатляющий геймплеем. Рассказываем, чем бродилка на несколько часов может увлечь заядлых любителей мифологии.

Ради чистоты эксперимента автор прошёл игру дважды: первый — глубокой ночью с выкрученным на максимум звуком и выключенным светом, второй — уже с карандашиком и блокнотом, чтобы ничего не забыть. «Лихо» в первую очередь цепляет атмосферой, особенно при правильном антураже вне монитора. Morteshka отлично передаёт фольклорное настроение: глухой лес, старинные постройки, пугающее окружение (странные младенческие люльки и бесконечные заброшенные тоннели) и постоянное чувство, что за игроком кто-то наблюдает. Кому-то может не понравиться стандартный чёрно-белый фильтр (в настройках можно выбрать несколько вариантов цветокора, например, сепию), но на самом деле такой оттенок хорошо работает: приглушает лишние детали и усиливает тревожность за счёт проработанной светотени. Визуально всё напоминает старую хронику или сон: зернистость, слабый свет, резкие тени. Стиль выдержан до конца, даже интерфейс выглядит так, будто принадлежит не игре, а старой легенде.


Художественную ценность очертили, пройдёмся по сюжету. Он небольшой — всю компанию можно пройти за три часа, даже если читаешь дополнительные материалы. История — настоящая сказка. Линейная, без развилок, даже выборы в диалогах не ведут к каким-то сильным отклонениям от основной канвы. Главный герой — Кузнец, который после попойки отправляется с закадычным товарищем Портным в лес, чтобы найти загадочное Лихо, а в простонародье — зло. Дальше приходится исследовать заброшенную Избу, тёмные коридоры, разные алтари и даже поздороваться с камнем-развилкой (его почему-то заперли в своеобразной тюрьме). История подаётся через скриптовые сцены и немногочисленные диалоги. Сценарно она укладывается в каноны классической русской сказки: персонажи «идут туда, не зная куда», сталкиваются с нечистью и пытаются вернуться назад живыми и здоровыми. Отдельный плюс в озвучке — несмотря на то, что проект не масштабный, авторы постарались на славу. Голоса у актёров идеально вписываются в сказочную атмосферу, на окружение реагируют очень живо, а главного героя сыграл Сергей Чихачёв, его вы можете знать по роли Кровавого Барона в третьем «Ведьмаке».
Что касается геймплея, то он очень условный и разделён на несколько уровней. Само по себе «Лихо одноглазое» — бродилка с решением загадок. Нужно бесконечно передвигаться по игровому миру, попеременно находя новые пути. Игроку дают спички, с помощью которых нужно поджигать подозрительные или мешающие прохождению предметы. Что касается головоломок, большинство из них крайне простые и в основном решаются либо правильной комбинацией цифр, либо нахождением конкретных предметов для головоломок. Некоторые задачи можно случайно «проскипать» парой лишних действий после получения задания.


На самом деле «Лихо» — довольно простая и казуальная игра. Никаких сложностей не будет даже для тех, кто впервые прикасается к подобному жанру. Единственный минус — дополнительная кнопка, которую нужно прожимать перед тем, как получить варианты ответа на вопрос: технически, ничем механика не мешает, но дополнительное действие выглядит искусственным.
Хоррор же здесь довольно условный. Скримеров почти нет, все пугалки авторы оставили в атмосфере слежки и передвижения по тайным лабиринтам. Меня до примитивного ужаса может довести скрип двери ночью в квартире, но даже мне игра просто слегка щекочет нервы. Это не Resident Evil и не Outlast — нет внезапных атак или постоянного давления. Скорее саспенс в духе фольклорных страшилок, где не боишься умереть, а просто тревожишься, потому что всё выглядит слишком неправильно. Особенно, если гаснет спичка!
Вместо леденящего ужаса можно обнаружить богатый культурный пласт разнообразных отсылок как на известные сказки, так и на другие российские проекты (в процессе прохождения можно даже найти маску, очень напоминающую знаменитый символ зубодробительного «Мора»). Почти в каждом помещении есть записки и предметы со знакомыми образами — завоз лора про Бабу Ягу вы, наверное, не ждали. Но важно то, что подобные вещи почти не продвигают сюжет, а только создают ощущение аутентичного мира. Чтение записок — факультативный опыт. Можно пройти игру, почти не отвлекаясь на них.


Как уже сказано выше, полное прохождение займёт три-четыре часа, причём альтернативных концовок, скрытых путей или геймплейных вариаций не предусмотрено. Но эти пару часов действительно работают на атмосферу. Тут нет экшена, но есть аккуратная работа со звуком, тенями, пустыми интерьерами. Можно получить полный театральный опыт, как будто смотришь интерактивную постановку. Особенно хорошо выглядят внутренние помещения: с печами, лавками, рушниками и мелкой утварью, которую хочется рассматривать. С технической стороны «Лихо» работает стабильно. На ПК игра не требует особых мощностей, так что играть можно практически на чём угодно.
Если подытожить, то «Лихо одноглазое» — игра строго под настроение. Не для всех и не на каждый вечер. Она не пугает до дрожи и не удивляет геймплеем, но зайдёт всем, кто интересуется славянским фольклором, мифами и сказками. За счёт короткой продолжительности и чётко выстроенной атмосферы «Лихо» не успевает надоесть. Morteshka снова сделали то, что у них получается лучше всего: построили игру вокруг фольклора и наполнили её отсылками от и до.
