В последний раз мы видели По на больших экранах в 2016 году. Тогда герой стал наставником целой деревни панд, и зрители получили хоть и проигрывающее первым двум частям, но достойное завершение трилогии (с запоминающейся злодейской музыкальной темой), вдохновлённой китайскими уся-боевиками. Но DreamWorks неожиданно анонсировали выход «Кунг-фу Панды 4» (Kung Fu Panda 4), чем вызвали у многих сомнения в необходимости продолжения.
Похожий терпимый кейс Pixar с квадриквелом «Истории игрушек», успешный «Кот в сапогах 2» и синопсис грядущей ленты с необычной злодейкой намекали, что мульту всё же стоит дать шанс. Однако опасения подтвердились: новые приключения панды По — это абсолютно необязательная картина, которая проигрывает даже третьей части. Мультфильм больше напоминает какой-нибудь неканоничный эпизод из анимационных шоу «Кунг-фу Панда: Удивительные легенды» или «Рыцарь дракона», и вот почему:
Статус-кво
Одна из главных особенностей лайв-экшеновых и анимационных ситкомов с вертикальным сюжетом — сохранение статуса-кво. Несмотря на все сделанные в рамках эпизода выводы, главный герой почти всегда возвращается в исходную точку. «Кунг-фу Панда» — это франшиза о трансформации По из фаната боевых искусств в мудрого мастера. Конфликт третьей части был посвящён тому, что он должен стать не только Воином Дракона, но и наставником для будущих бойцов. В течение полутора часов хронометража он учился делиться знаниями и брать на себя ответственность за других, но вновь делал это по-своему.
Но «Кунг-фу Панда 4» как будто стирает из канона то, что произошло в предыдущей ленте. По снова ведёт себя инфантильно, надеется всю жизнь сражаться со злом и не хочет думать о передаче титула новому поколению (единственное изменение в медведе — обязанность орудовать волшебным посохом, который Угвэй подарил ему в Мире Духов). Возможно, это связано с тем, что персонаж давно разобрался со всеми внутренними демонами, и создатели просто не знают, в какое ещё приключение его можно отправить.
Конечно, потом запускается история о его дружбе с лисой-воровкой Чжэнь, противостоянии со злодейкой Хамелеоном ради спасения долины и осознании важного жизненного урока об ответственности и преемственности, но кто гарантирует, что в пятой части не состоится очередной откат сюжета?
Низкобюджетный вайб
Все трёхмерные сериальные спин-оффы легко отличить от оригинала из-за вездесущей малобюджетности: лицевая анимация становится более скудной, локации пустеют, а о стильном экшене можно забыть. От «Кунг-фу Панды 4», которая обошлась студии почти в два раза дешевле предыдущей части, тоже веет чем-то подобным.
Проявляется это в неожиданных местах. Например, в мультфильме решили отказаться от полноценного участия Неистовой Пятёрки (они получили лишь немое камео) с нелепым объяснением, что мастера кунг-фу отправились на секретные задания и прихватили с собой звёздные голоса Анджелины Джоли, Джеки Чана и Сета Рогена. Джек Блэк в роли По и Дастин Хоффман в образе Шифу остались на месте, но от вайба телевизионного спин-оффа «у нас нет денег на оригинальные голоса» уже не избавиться.
Другой аспект, отдающий дешевизной — это сражения. Нет, бои не выглядят как топорные потасовки из «Удивительных легенд», но в них не хватает креатива и запоминающихся моментов. У «Кунг-фу Панды 4» не получается повторить легендарную битву с Тай Лунгом на мосту, побег барса из тюрьмы и тренировку с едой из первой части или эффектную сцену с отражением ядер из сиквела, хотя предпосылки для этого у мультфильма есть.
Сложно сделать посредственной драку в шатающейся на обрыве таверне или противостояние с химерой, отращивающей конечности разных мастеров боевых искусств, однако создателям это удаётся. И, кажется, ответ всё тот же: По добился всего и всё преодолел, поднимать ставки уже некуда. Остаётся лишь лениво разбрасывать врагов и уходить в самоповторы.
Ситкомный подсюжет
Любое сериальное ответвление от полнометражного прародителя отличает хронометраж. Сценаристам номерных частей приходится выдумывать истории как минимум на полтора часа, в то же время авторам шоу можно расслабиться со своими 20-минутными эпизодами, да ещё и приправить всё каким-нибудь небольшим подсюжетом, чтобы уложиться в формат. Именно этот приём создатели «Кунг-фу Панды 4» и позаимствовали у своих телевизионных коллег.
История очередной полнометражки тянет на крепкий получасовой эпизод анимационного шоу. Тут есть и локальное приключение без лишних действующих лиц, и новый злодей недели, получивший простую мотивацию «вы не хотели учить меня боевым искусствам, поэтому я обиделась и стала тёмной волшебницей, чтобы вас поработить», и одноразовый сайдкик, о котором можно забыть после финала «серии». В «Удивительных легендах» это сработало бы идеально, но «Кунг-фу Панде 4» нужно достать где-то ещё кусочек хронометража. Для этого создатели вводят необязательный подсюжет приёмного и родного родителей По. Гусь Пинг и панда Ли Шань почему-то начинают переживать за сына именно в этот раз и отправляются в собственный квест по следам Воина Дракона, который почти никак не влияет на основной конфликт картины.
Мультфильм «Кунг-фу Панда 4» мог бы превратиться в стриминговый мини-сериал или стать спешлом для тех же площадок, но студия решила выжать из франшизы полноценное продолжение, отношение к которому будет строже. Видно, как законченная трилогия изо всех сил сопротивляется такому подходу, и попытка выдать ленту за номерную часть разваливается на ходу.
Не помогает даже аккуратная эксплуатация ностальгии с камео злодеев из предыдущих частей. Хотя лучше бы сцены, в которой антагонисты признают заслуги По, не существовало, а то безумный павлин Шэнь, проявляющий уважение к панде после уничтожения половины его сородичей в сиквеле, выглядит странновато. Конечно, сокрушительного фиаско в духе «Мегамозга 2» не получилось, но мы всё больше переживаем за судьбу «Шрека 5»!