Издательство «Комильфо» поделилось с нами комиксом «Арчи встречает группу Kiss», в котором знаменитые подростки из Ривердейла встретились с рок-группой Kiss и вместе попробовали спасти город от уныния. Наш редактор Варков его прочитал и считает, что комикс отлично зайдёт во время пандемии и может стать хорошей точкой чтобы влететь в мир кроссоверов (если вы прежде не интересовались тем, какими они вообще бывают).
В узком смысле кроссовер — это встреча нескольких персонажей, у которых есть свои сольные серии комиксов/фильмы/сериалы/книги и т.д. В более глобальном смысле — встреча не столько конкретных персонажей, сколько вселенных, произведений, сеттингов. Кроссоверы нас окружают и происходят постоянно. И иногда это создаёт вау-эффект в широких массах (например, когда в гости к Симпсонам заглядывают Гриффины), а иногда это замечают лишь очень узкие слои общества (когда в файтинге появляется возможность подраться за кого-то из киногероев).
Кроссоверы бывают самые разные. Иногда это умышленный фан вроде встречи в комиксах того же Арчи Эндрюса и его друзей с Хищником из одноименного фильма, а есть и попытки представить, как бы себя повели персонажи, окажись они вместе: например, знаменитая «Лига выдающихся джентльменов», где встретились персонажи английской литературы вроде капитана Немо, Мистера Хайда и Человека-невидимки. Из самых недавних примеров — в «Сабрине» от Netflix появились тётушки Сабрины от ABC.
Зачем читать «Арчи встречает группу Kiss»
Комикс вышел в 2012 году, но умышленно стилизован под старые комиксы об Арчи и его друзьях. Это проявляется не только в рисунке, но и в подаче истории. У сценариста Алекса Сегуры есть даже целый мини-цикл комиксов об Арчи, где он сталкивает его либо с музыкальными группами (Ramones, B-52s), либо с какими-то необычными обстоятельствами (например, подростки попадают на Comic Con).
Вместе с художником Дэном Парентом Алекс представляет историю, где из-за неверно произнесённого заклинания Сабрины в Ривердейл попадает четвёрка монстров, которые решают похитить всю радость и индивидуальность из городка, превратив всех в безмозглых зомби (правда, без желания полакомиться мозгами). А спасти всех, конечно же, может только рок-группа Kiss.
И вроде бы история максимально проста и примитивна, она удачно резонирует с настроением в 2020 году. Когда всё подряд переносилось, закрывалось или обвешивалось десятками ограничений (в 2021-м пока всё так же), люди и сами превратились в скучных зомби, сидящих по домам и опасающихся лишний раз выйти куда-либо. В таком контексте и правда чувствуешь себя унылой серой массой, хоть и понимаешь, что поступаешь правильно.
И самое паршивое, что из-за повсеместного нагнетания волей-неволей начинаешь задумываться, а стоит ли лишний раз пойти в кино или ехать куда-то в компанию, не лучше ли провести ещё день дома. Всё как в «Арчи встречает группу Kiss», где монстры делают Ривердейл «отстойным», а Эндрюс и его друзья пытаются помочь вернуть всё на свои места.
Кроссоверов много не бывает
Для меня кроссоверы начались с эпизода мультсериала 90-х о Человеке-пауке, где, пытаясь исцелиться от мутаций, он навещает Людей Икс. До него я лишь слышал о таких штуках, но никогда прежде не видел, чтобы разные герои встречались на экране вместе. А потом медиапространство вокруг будто прорвало: игры, фильмы, мультсериалы и особенно комиксы — везде стали появляться кроссоверы. Причём каждый раз, когда я предполагал, что видел самые дикие и нестандартные встречи, вселенная подбрасывала нечто новое.
Причём есть кроссоверы, которые действительно трудно выкинуть из головы — по разным причинам. Например, в комиксе-кроссовере Batman vs Aliens II учёные решили вывести гибриды ксеноморфов и готэмских злодеев (убийцы Крока, Джокера, Пугало и т.д.). Как вы понимаете, хорошо это не закончилось. Или другой пример — в своё время меня удивил японский дешёвый хоррор «Садако против Каяко», кроссовер «Проклятия» и «Звонка». Настолько там было всё плохо, что в голове отложилось как один самых трешовых фильмов ужасов, что я видел. А как вам идея комикса «Годзилла против Хабиба Нурмагомедова», в котором гигантская рептилия бросает вызов чемпиону UFC в лёгком весе? Его можно прочитать бесплатно.
Кроссоверы дают настолько широкое поле для экспериментов, что ограничений нет вообще — лишь бы фантазии хватило.
Какие бывают кроссоверы
Для начала стоит условно поделить кроссоверы. Чёткой типологии в поп-культуре нет, но, если задуматься над целью их создания, можно выделить несколько способов деления:
Официальные и неофициальные — тут всё просто: если правообладатель за, то два красивых логотипа супергероя красуются на обложке, если нет, то второй появляется в камео или где-нибудь в тени, чтобы порадовать фанатов, но и не притянуть судебный иск своему создателю.
Рекламные или фановые — иногда, чтобы подстегнуть интерес к продукту, зовут другого персонажа для привлечения аудитории. Например, когда Marvel перекупили права на Чужих и Хищников, они выпустили анонс с артом, где ксенофорф был на корабле Стражей Галактики, а космический охотник держал в руках шлем Железного человека. При этом самого комикса-кроссовера так и не состоялось пока что.
Пародийные и художественные — первые умышленно высмеивают одну из франшиз (или обе, как со встречей Малдера, Скалли и Симпсонов), а вторые представляют полноценную историю без сатиры, но с попыткой понять, как бы вели себя герои разных миров при встрече.
Как сказано выше, такие истории бывают разные и цели у них отличаются.
За что мы любим кроссоверы (отвечаем на примере комиксов)
- Кроссоверы строятся на фанатской любви. Почти все такие истории написаны людьми, обожавшими персонажей и годами желавшими с ними поработать. Отсюда и бесчисленные детали обоих миров при встрече Бэтмена и Судьи Дредда или мелкие фразы-отсылки к мультсериалу 1994 года в кроссовере Человека-паука и Тёмного рыцаря.
- Кроссоверы часто строятся вокруг испытания для персонажей. Почти все кроссоверы предлагают челленджи для героев. Сможет ли Человек-паук выстоять в поединке с Суперменом? Опасны ли ксеноморфы для Бэтмена? Сможет ли Судья Дредд поймать Джокера? Выживет ли Зелёный фонарь без кольца на Планете обезьян? Вариантов масса, и сценаристы постоянно придумывают что-то новое.
- Кроссоверы не пытаются быть серьёзными. Немало комиксов, которые строятся на комическом эффекте от встречи персонажей. Например, Годзилла встречает баскетболиста Чарльза Баркли, Чужой откладывает яйцо в Супермена, Каратель попадает в Ривердейл в поисках преступника и путает его с Арчи Эндрюсом. Примеров — масса, а цель одна — развлечь фанатов франшиз, столкнув персонажей непохожих сеттингов.
- Кроссоверы предлагают свежий взгляд на утомившие истории. Мы десятки раз видели приключения Судьи Дредда, но что будет, если он попадёт в Готэм? То же и с фильмами про Эша Уильямса из «Армии тьмы», который в комиксах встречался с зомби-версиями супергероев Marvel. Мы все смотрели фильмы про Трансформеров, а в комиксах они пересекались с командой Энтерпрайза из Star Trek. И подобных примеров масса. Неожиданные встречи помогают иначе посмотреть на героев, однотипные истории о которых уже начали утомлять.
- Кроссоверы тешат детские мечты. Читая комиксы в детстве, многие представляли, как было бы круто увидеть в одной истории любимых персонажей. И детям непонятны все эти авторские права и прочие трудности, им хочется зрелища — здесь и сейчас. И вот кроссоверы могут претворить эти мечты в жизнь. Супермен сражается с Терминатором, а Зена, королева воинов, в бою бок о бок с Эшем Уильямсом, но лишь на страницах комиксов.
Получается, что кроссоверы нас окружают. Они дают возможность иначе посмотреть на знакомые образы из поп-культуры и отсылают к тем временам, когда было плевать на правообладателей, а в голове рождались удивительные приключения с персонажами, которым не суждено не то что оказаться в одной истории, так и просто упоминаться в одном предложении.
Иногда отсутствие прав на такие кроссоверы подталкивает фанатов к их созданию — в артах, фанфиках и зинах. Люди скрещивают вселенные как хотят, потому что понимают, что официальной встречи любимых персонажей может и не быть. Подобные сюжеты способны вызвать удивительное чувство ностальгии — не по конкретному произведению, а по целой эпохе нашего детства, когда мир воспринимался иначе.