Яйца судьбы: «Красное уведомление» — беспечная пародия на фильм об ограблении

Тимур Алиев

На Netflix вышел комедийный боевик «Красное уведомление» о бесконечных поисках таинственного артефакта. Кинокритик Тимур Алиев разбирает самый дорогой на сегодняшний день проект стриминг-платформы (200 миллионов долларов), который на поверку оказался «дыркой от бублика», явно не оправдав изначального пафоса, закладываемого создателями на этапе анонсов.

Жила-была Клеопатра, царица Египта. И были у неё три яйца, причём не метафорические (хотя, если отталкиваться от репутации правительницы, возможно и они имели право на существование), а самые что ни на есть настоящие. Расписанные золотом декоративные украшения подарил первой красавице Египта полководец Марк Антоний. Об их античном романе могли бы снять условный фильм «Матильда» (к счастью, Алексей Учитель занят другими проектами).

По прошествии многих лет драгоценные артефакты остались в анналах истории. Два яйца дошли до наших дней (одно красуется в музее Рима, другое спрятано в частной коллекции торговца оружием), а о судьбе третьего ничего не известно. Бравый спецагент ФБР Джон Хартли (Дуэйн «Скала» Джонсон), криминалист-профайлер, получает «сигнал» о том, что со дня на день яйцо Клеопатры из музея попробуют украсть. Причём грязным делом займётся не абы кто, а один из самых известных международных воров, Нолан Бут (Райан Рейнольдс). На самом деле Хартли — не совсем тот, за кого себя выдаёт; забавно, что герой с первых минут буквально признаётся в этом (ликуй, внимательный зритель).

События «Красного уведомления» разворачиваются крайне стремительно, так что приготовьтесь к эффекту «американских горок». Камера дрожит, герои бегут (то гоняясь друг за другом, то спасаясь от нависшей угрозы), машины взрываются, пули в лучших традициях штурмовиков из «Звёздных войн» летят мимо цели, а воры (или шпионы? или двойные агенты?), естественно, изворачиваются и увиливают, балансируя на грани правды, лжи и центра тяжести. Довольно быстро из обычного противостояния протагониста и антагониста кино трансформируется в шпионский треугольник (к Джонсону и Рейнольдсу присоединяется шпионка по кличке Слон в исполнении Галь Гадот).

За режиссуру и сценарий дорогостоящего блокбастера Netflix отвечал Роусон Маршалл Тербер, и нет, пожалуй, повести печальнее на свете, чем творческий дуэт «Скалы» и этого постановщика. После искромётного комедийного роуд-муви «Мы — Миллеры» с Дженнифер Энистон и Джейсоном «Тедом Лассо» Судейкисом (возможно, единственный по-настоящему достойный тайтл, который Роусон Маршалл подарил миру) режиссёр сделал несколько проходных кинолент с Дуэйном Джонсоном в главной роли — криминальную комедию «Полтора шпиона» и катастрофический триллер «Небоскрёб».

В «Красном уведомлении» у персонажа «Скалы» опять должность, связанная с ФБР (других американских ведомств во вселенной Тербера не существует), грозный образ перекаченного молчаливого гиганта и спортивные тачки под рукой, в которых актёр помещается не без труда. На его фоне герой Райана Рейнольдса — буквально Давид, выступивший против Голиафа. Однако есть важное связующее звено, объединяющее всю троицу вне зависимости от внешней типологии — незакрытый гештальт в детско-родительских отношениях. Именно во время мини-экскурса в отношения Джона, Нолана и Сары (героиня Галь Гадот) со своими отцами темп повествования снижается до минимума, образуя маленькое болотце, утягивающее троицу на дно личностного кризиса.

Занимательно, что ничего другого, кроме этой детали из прошлого персонажей, зрители о героях не узнают — делать персонажей своего шпионского детектива более объёмными и сложными, к сожалению, не входило в планы режиссёра. Отсюда удручающая плоскость их диалогов и узость эмоционального спектра, который они — местами удачно, но чаще не очень — демонстрируют на экране.

Что касается юмористического наполнения, нельзя не отметить несколько удачных зарисовок, смонтированных в наиболее напряжённых эпизодах (как правило, это сцены погонь, пыток или перестрелок). Среди них, например, охранник русской тюрьмы — ну вы знаете, этот отечественный ОМОН, — что ставит лайки фотографиям Владимира Путина в Instagram (расскажите, пожалуйста, голливудским киноделам, что президент России: а) давно не Дмитрий Медведев; б) не пользуется Интернетом). И, конечно, камео Эда Ширана, выступления которого прерывают бравые молодцы из ФБР, а он кричит: «Вы вообще знаете, кто я? Я играл в “Игре престолов!”».

У «Красного уведомления» при всех недостатках (тривиальная история, спецэффекты «вырви-глаз», переизбыток шаблонов и клише фильмов об ограблениях) тем не менее не отнять этот редкий, нездоровый шарм: не в каждом фильме сходятся вместе Дэдпул, Чудо-женщина и (будущий) Чёрный Адам. Рейтинг 12+ предполагает, что аудитория зумеров, выращенная на комиксах Marvel и DC, возможно, заинтересуется этой картиной; ведь главные роли исполняют актёры, знакомые им по многочисленной супергероике. Для более старшего поколения зрителей лента выглядит как двухчасовая пародия на приключенческий экшн о затерянных сокровищах (нечто среднее между –цатой частью «Индианы Джонса» с условным дряхлеющим Харрисоном Фордом и ремейком «Лары Крофт»). На экране одни из самых известных (и, что немаловажно, крайне дорогостоящих) актёров Голливуда максимально халтурно отрабатывают свой гонорар, не расширяя профессиональную зону комфорта.

Роусон Маршалл Тербер явно заигрался в шпионов и тайны разного рода (в данном случае ещё и приплёл сюда тёмное наследие фашизма), посему ближе к финалу попытался разбавить изнурительную предсказуемость чередой «неожиданных» твистов. Спасибо, но более-менее сообразительные зрители уже к середине хронометража поняли, что доверие — это явление, которое напрочь отсутствует во вселенной фильма. «Красное уведомление» можно смотреть «одним глазом», параллельно занимаясь домашними делами. Хотя вы ничего не потеряете (только приобретёте — например, свободное время), если вообще не включите этот тайтл на Netflix. «Решись быть мудрым», как говорил древнеримский поэт Гораций, живший в одну эпоху с той самой Клеопатрой, яйца которой ищут главные герои.

Здесь и клюквенная Россия, и избыточные кривляния Рейнольдса, и «харизматичное» молчание Джонсона, и приторно-глянцевая красота Гадот, и вычурно-карикатурный антагонист, и скабрезные шутки ниже пояса, и пытки с использованием тока высокого напряжения (привет, любой фильм про шпионов или воров, которые «попались»). Всё, что вы, скорее всего, ненавидите. Всё, что вам уже приелось видеть на больших и малых экранах. Всё, от чего хочется приложить руку к лицу. Эта картина, вышедшая на закате 2021 года, безрассудно аккумулирует вышеперечисленное без зазрения совести. Самое печальное, что создателям, кажется, ничуть не стыдно. Финальные события оставляют задел на продолжение истории, а значит Тербер «может повторить»! Ну ничего, мы тоже.

Кинокритик по зову души, магистр психологии по диплому. Любимое кино — из Румынии и Ирана. Любимый графический роман — «Песочный человек» Нила Геймана.

Понятно