В ночь с 10 на 11 марта в Лос-Анджелесе прошла 96-я церемония вручения премии «Оскар». Пока «Оппенгеймер» боролся с «Бедными-несчастными» за звание лучшего полнометражного фильма, «Чудесная история Генри Шугара» выхватила заветную статуэтку в номинации короткометражного кино. В честь новой церемонии мы решили вспомнить оскароносные короткометражки прошлых лет и собрать «Короткий дайджест». Читаем!
85-я премия
«Сейчас или никогда» (Curfew), Шон Кристенсен, 2012
На 85-ой церемонии вручения премии «Оскар» статус лучшего короткометражного фильма забрал метр Шона Кристенсена под названием Curfew, что дословно переводится как «комендантский час». Однако в России лента прижилась под названием «Сейчас или никогда», добавив себе флёр тривиальности. По сюжету наркоман Ричи (Шон Кристенсен) решает уйти из жизни. Его намерение неожиданно прерывает звонок. Кровавой рукой мужчина тянется к красному телефонному аппарату и слышит голос сестры Мэгги (Ким Аллен), с которой не общался несколько лет. По словам героини, Ричи — последний человек, к которому она бы обратилась за помощью. Но жизнь прижала, надо вертеться, а именно — срочно найти няню для своей дочери Софии (Фатима Птацек). И Ричи вдруг оказывается уставшим от жизни нянем.
В «Сейчас или никогда» Шон Кристенсен выступил не только в качестве сценариста и режиссёра, но и актёра. В ленте присутствует элемент автобиографии. В детстве Шон пережил аналогичную смерть дяди-художника. Короткометражка постановщика — разговор о выборе, утрате и приобретении, наполненная символизмом, к которому относится изобилие красного цвета.
«Сейчас или никогда» — попытка ответить на вопрос «может ли человек жить без цели и заботы о ближнем?». Малышка Софи — циничная младшеклашка, которая становится для Ричи опорой. Но лишь на несколько часов. А что выберет герой — жизнь или смерть, — зритель узнает лишь на последней минуте ленты. Кстати, в 2014-м коротыш перерос в полнометражную картину под названием «Пока я не исчезну».
86-я премия
«Гелий» (Helium), Андерс Вальтер Хансен, 2013
Альфред (Пелле Фальк Крусбек) — светловолосый мальчуган, вынужденный проводить последние дни жизни в больничной палате. Он смертельно болен. В его будни вторгается неуклюжий санитар Энцо (Каспер Крамп), который не понаслышке знает, что такое смерть ребёнка. Мужчина видит в Альфреде своего брата, который тоже любил воздушные шары, способные унести тебя в дальние края. Энцо становится для мальчика настоящим сказочником, повествующем не о вечном сне на небе, а о волшебной стране под названием Гелий, куда отвозят больных детей для скорейшего выздоровления.
Датский режиссёр Андерс Вальтер Хансен сталкивает два мира — реальный и фантазийный. Первый окрашен в серые больничные тона, где даже за окном тучи. Второй приправлен долей графики. В Гелии нет места печали. Здесь можно целыми днями гонять футбол на лужайке и встречать закат на крыше, оглядывая подвешенные на воздушные шары дома. Чтобы попасть в страну мечты, нужен опознавательный знак — шарик в форме собачки. Главное — поставить его на подоконник, чтобы гелиевый экспресс не забыл забрать тебя.
Андерс Вальтер Хансен специализируется на короткометражках. В том числе — о детях, оказавшихся в непростой жизненной ситуации. «Гелий» — фильм о надежде, которую может подарить даже обычная сказка от незнакомого санитара. Это лента об эмпатии, сочувствии и реальности, которая порой очень жестока. А справиться с ней можно только мечтая.
87-я премия
«Телефонный звонок» (The Phone Call), Мат Кирби, 2013
Хизер (Салли Хокинс) работает оператором в службе доверия. Она застенчиво смотрит на своего коллегу, скрывая чувства, и ждёт нового звонка. Как-то раз по ту сторону трубки оказывается Стэн (Джим Бродбент) — мужчина, два года назад потерявший жену, с которой прожил 31 год. Герой говорит, что совершил нечто, о чём не может поведать Хизер, однако желает, чтобы она просто побыла с ним рядом. Женщина не опускает руки, продолжая вытаскивать из собеседника крупицы информации, чтобы спасти его.
По началу «Телефонный звонок» кажется триллером. Скромной Хизер звонит вздыхающий мужчина, совершивший непоправимое, например — убийство. Мат Кирби сохраняет интригу как можно дольше, параллельно меняя жанр и акцентируя внимание на жизни женщины, которая после случившегося меняется в одночасье — она начинает жить здесь и сейчас. Перенос акцента устраивает жюри «Оскара», а вот автора «Короткого дайджеста» — нет. Подобный ход делает ленту наивной и тривиальной, ведь дело не в лозунге «действуй, пока не поздно», а в трагической судьбе собеседника, которого зритель даже не видит. Постановщику удаётся удержать внимание смотрящих одним лишь голосом героя.
«Телефонный звонок» стал второй и последней киноработой Мата Кирби, специализирующегося на режиссуре клипов. В портфолио постановщика можно найти в том числе сотрудничество с Адель. Но пока что это всё.
88-я премия
«Заика» (Stutterer), Бенджамин Клири, 2015
Одинокий типограф (Мэттью Нихэм) ведёт затворническую жизнь: соседствует с отцом и строит романтические отношения онлайн, улыбаясь от каждого сообщения. У героя дефект — заикание. Говорить без сбоев он может лишь в своей голове. Мужчина учит язык жестов. Неожиданно в жизни героя возникает препятствие — онлайн-возлюбленная Элли (Хлоя Пирри) решает приехать в Лондон и увидеться лично.
«Заика» — ещё одна социальная короткометражка о важности адаптации людей с дефектами речи в современном мире. Для более точного погружения зрителя в жизнь героя Бенджамин Клири миксует разные виды реплик: заикание прерывается бодрым закадровым голосом. В противовес предыдущим победителям «Оскара», картина длится всего 12 минут. Так что не поленитесь узнать, чем же закончится эта история.
89-я премия
«Хор» (Mindenki), Кристоф Дек, 2016
В 2017 году награду за лучший короткометражный фильм забрала венгерская работа, рассказывающая о девчонке Софи (Дорка Гаспарфальви), которую перевели в новую школу. Героиня находит увлечение — хор, который вот-вот отправится на большой конкурс. Учебное заведение придерживается правила: в музыкальный коллектив берут любого ученика. Однако не каждый ребёнок смеет петь…
С первых дней в школе Софи сталкивается с дискриминацией и манипуляциями со стороны учительницы (Жофия Самоши), которая советует лишь открывать рот в такт музыке. Не более. Произошедшее замечает подруга девчонки Лиза (Дороттья Хэйр). Героиня берёт на себя роль борца за справедливость и идёт напролом — против старших. «Хор» — честная история против лицемирия от лица ребёнка, оказавшегося его жертвой. Пожалуй, это одна из самых резонирующих короткометражек нашего списка, которая актуальна в любом возрасте.
90-я премия
«Немое дитя» (The Silent Child), Крис Овертон, 2017
Перед вами ещё одна остросоциальная лента. Крис Овертон затрагивает тему глухих детей, помещая в центр повествования малышку Либби (Мэйси Слай), в жизни которой появляется социальный работник (Рэйчел Шентон). Женщина учит темпераментную девчонку общаться с окружающими посредством языка жестов. Антиподом социального работника выступает многодетная мать Либби (Рэйчел Филдинг), которая препятствует обучению дочери.
«Немое дитя» — история о дружбе, нелюбимых и отвергнутых детях, а также о страхе перед болезнью. Автор знакомит зрителя с Либби через тишину. От лица героини мы наблюдаем за немым смехом её семьи и отсутствием внимания. Социальный работник заменяет Либби равнодушных родителей и становится проводником в страшный беззвучный мир. Фильм Криса Овертона направлен на борьбу за признание языка жестов и специальной поддержки глухонемых.
91-я премия
«Кожа» (Skin), Гай Наттив, 2018
В 2019-м заветная статуэтка досталась американской ленте, обсуждающей расизм. На парковке обычного супермаркета развязывается жестокая драка: компания мужиков во главе с неким Джеффри (Джонатан Такер) нападает на афроамериканца из-за того, что тот улыбнулся его сыну. Избиение не проходит для героя бесследно — расист сам становится жертвой.
«Кожа» — действительно страшное кино о неравенстве и всепоглощающей злобе к ближним. Гай Наттив работает на противопоставлении: сталкивает кадры заботы Джеффри о сыне с тотальной жестокостью. Зритель задаётся вопросом: «Как в человеке одновременно может уживаться любовь к ребёнку и ненависть к миру?» В конце концов страсть к насилию сыграет против героя. Возмездие придёт с неожиданной стороны — от сына, воспитанного по тем же понятиям.
92-я премия
«Окно напротив» (The Neighbors' Window), Маршалл Карри, 2019
Жизнь домохозяйки Алли (Мария Диззия) мгновенно меняется после того, как в доме напротив поселяется влюблённая пара. Вместе с мужем женщина наблюдает за чужой жизнью — порой с помощью бинокля. Страстные двадцатилетние соседи вызывают у Алли как возмущение, так и восхищение. Героиня сожалеет об утраченных годах, ведь вечеринки исчезли под натиском четырёхчасового сна в окружении троих детей. Но всё меняется, когда молодые соседи сталкиваются с настоящим горем.
«Окно напротив» тесно связано с прародителем «оконного жанра» Альфредом Хичкоком. С переездом в многоэтажные дома культура подглядывания плотно вошла в массы, став неким guilty pleasure городских жителей. Однако у этого феномена есть два начала — высокое и низкое. Первое отвечает за самосовершенствование, второе — за зависть. Героиня Маршалла Карри, прорабатывая внутренние комплексы, проходит путь от возмущения чужим счастьем до сочувствия и осознания собственной самоценности.
93-я премия
«Два далёких незнакомца» (Two Distant Strangers), Трэвон Фри и Мартин Десмонд Роу, 2020
«Два далёких незнакомца» — ещё одна оскароносная короткометражка, затрагивающая тему расизма в Америке. По сюжету афроамериканец по имени Картер (Джоуи Бэдэсс), проведя ночь с незнакомкой, застревает во временной петле, где его то и дело убивает белый полицейский (Эндрю Ховард). Парень из раза в раз меняет тактику: то решает не уходить от подружки, то первым идёт на разговор с убийцей. Однако итог всегда оказывается тем же — герой погибает.
Во время своего выступления на церемонии Трэвон Фри и Мартин Десмонд Роу уделили внимание жестокому отношению полицейских США к афроамериканцам. Режиссёрскому дуэту удалось поместить актуальную тему в современный троп скитаний во времени, сделав историю динамичной, но одновременно цикличной. А метафора ленты проста — у расизма, к сожалению, нет конца.
94-я премия
«Долгое прощание» (The Long Goodbye), Энейл Кария, 2020
Закончим дайджест британской драмой, повествующий о трагедии семьи мигрантов, членом которой оказывается Риз Ахмед. Домочадцы копошатся, в пространстве стоит шум и гам. Смех сменяют разговоры ни о чём. Однако в суматохе никто не замечает включённый телевизор с демонстрацией марша ультраправых. Спустя несколько минут онлайн-трансляция сменяется реальностью, которая стоит прямо под окнами героев. А закончится всё это кровавой бойней.
Энейл Кария играет со зрительским восприятием. Мирный переполох в доме занимает большую часть экранного времени. Когда зритель не ожидает подвоха, изобилие радости прерывается настоящим побоищем с криками и погоней за невинным ребёнком. «Долгое прощание» — жестокое кино, ломающее четвёртую стену и пытающееся говорить с разомлевшим от интертейнмента зрителем о сложном.
Мы рассказали о десяти оскароносных короткометражках, заслуживающих вашего внимания. Напоследок дадим лишь один совет — смотрите их порционно, чтобы не словить апатию, ведь не все они заканчиваются хэппи-эндом.