Весь 2023 год Disney празднует сто лет! Редакция решила не стоять в сторонке и устроить тематическую неделю в честь юбилея любимой студии. Мы уже поговорили и об истории компании, и о забытых мультсериалах. Пришло время затронуть короткометражки! В рамках рубрики «Короткий дайджест» разберём ранние работы студии, в будущем повлиявшие на развитие анимации и стиля Disney.
Безумный самолёт (1928)
Впервые культовый персонаж Микки Маус появился в короткометражке «Безумный самолёт», хотя многие привязывают день рождения мышонка к выходу «Пароходика Вилли». Лента создана под впечатлением от подвига американского лётчика Чарльза Линдберга.
Сюжет первых короткометражек Disney прост. Из авто Микки создаёт самолёт, сажает в него Минни и пытается покорить её воздушными выкрутасами, параллельно отвратительно приставая с поцелуями. Здесь можно увидеть мышонка-хулигана в старом амплуа. Присмотритесь, у него нет перчаток! Коротыш не обрёл желаемого успеха, однако внёс вклад в развитие образа героя.
Пароходик Вилли (1928)
Чёрно-белый коротыш оказался первой звуковой работой студии. Лента собрана по мотивам американской комедии «Пароходный Билл — младший» и занимает 13 место в списке 50 величайших мультфильмов по мнению историка анимации Джерри Бека. В «Пароходике Вили» Микки развлекается на судне, выбешивая грозного босса. Там же оказывается и Минни. Вместе с ней герой играет на музыкальных инструментах, в качестве которых выступают кастрюли и животные.
Уолт Дисней ответственно подошёл к озвучиванию фильма, наделив каждый «инструмент» оригинальным звуком. В ленте много отсылок к барабанам. Микки играет не только на кастрюлях, но и на поросятах, дёргая их за хвостики. Каждое животное, как и каждая кастрюля, издаёт свой звук.
Танец скелетов (1929)
До Микки Мауса лицом Disney был кролик Освальд. Ленты с его участием выходили с 1920 по 1930 годы. Позднее права на персонажа окончательно перешли к Universal Studios. Потеря героя принесла студии значительные убытки, чтобы покрыть их Disney начинает серию лент Silly Symphonies, в которых продолжает музыкальную тему, начатую в «Пароходике Вилли».
По сюжету скелеты выбираются из могил и устраивают лютую тусу на кладбище. Зажигают под «Пляску смерти» Сен-Санса и обработанный Карлом Сталлингом «Марш троллей» Эдварда Грига. Музыкант предложил идею коротыша ещё во время работы над «Пароходиком Вилли», условно положив начало целой серии лент. Кстати, «Танец скелетов» тоже входит в список лучших мультфильмов по версии Джерри Бека и занимает в нём 13 место. Лента не раз цитировалась в других кинопроизведениях — например, в «Трупе невесты» Тима Бёртона.
Цветы и деревья (1932)
Спустя три года студия выпустила первый цветной мультфильм, за который получила «Оскар». В «Цветах и деревьях» Disney продолжает тему простых сюжетов о любви и рассказывает историю отношений Клёна и Осины под композиции Россини и Шуберта. Как и бывает, на пути счастья, в терниях бесконечного кокетства, герои сталкиваются со злодеем — злым Дубом, который тоже претендует на девушку.
Идея перевести коротыша в цвет оказалась экстремальным решением. На тот момент у студии была готова половина ленты. Но это не помешало Уолту пойти на риск. В производстве всех последующих мультов цикла Silly Symphonies компания использовала трёхцветную технологию Technicolor.
Богиня весны (1934)
В 1934-м от инструментальных экспериментов компания уходит в мюзикл. В основе «Богини весны» — миф о Персефоне и Аиде. Бог Подземного царства похищает девушку, чтобы сделать её правительницей адового пекла. Любовная шалость приводит к катастрофе — мир замерзает без тепла, а героиня заливается горькими слезами.
Над образом богини трудился Хэмильтон Ласки, из рук которого позднее вышла Белоснежка. Сегодня мультфильм выглядит абсурдно. Аид будто бы сошёл с гипертрофированной обложки «Короля и Шута», а мюзикл стал карнавалом в изложении Бахтина. Но зато в «Богине весны» пляшут бесы, прямо как в «Танце скелетов» — так что есть от чего кайфануть.
Черепаха и заяц (1935)
После мифа студия взялась за басню Эзопа о черепахе и зайце. По сюжету животные решают испытать силу — узнать, кто из них быстрее. Пока черепаха ползла (читать — бежала со всех ног), ушастый решил прилечь, а заодно проспать финиш. В короткометражке заяц лишь притворяется спящим, однако всё равно ошибается. А обычное соревнование тет-а-тет оказывается целым спортивным марафоном с кучей зрителей.
В отличие от ранее упомянутых лент в «Черепахе и зайце» герои разговаривают — это не инструментальная история или мюзикл. В 1935 году мультфильм выиграл «Оскар».
Концерт (1935)
«Концерт» — первая короткометражка о Микке Маусе, выполненная в трёхцветной технике Technicolor. По сюжету мышонок и его компания устраивают летний концерт. Хорошая погода, музыканты попадают в ноты, а Микки наслаждается дирижированием, — казалось бы, идеальное выступление! Но что-то мешает… То ли жужжит, то ли кричит. Оказывается, это Дональд Дак играет на дудке в порыве прорваться в оркестр. И тут начинается настоящее противостояние со сломанными пополам музыкальными инструментами и сбивчатыми тактами. Но Дак — не самое страшное, что может случиться на концерте… Герои убедятся в этом сами.
Музыканты исполняют увертюру Джоакино Россини «Вильгельм Телль», отсылая исполнением к «Пароходику Вилли» и «Танцу скелетов». Лента попала на третье место в списке Джерри Бека, а ещё получила награду за лучшую анимацию на Венецианском фестивале.
Одинокие привидения (1937)
Микки, Дак и Гуфи устали играть в оркестре и решили открыть контору по ловке привидений. О них прознали четыре призрака из заброшенного особняка и решили подшутить — вызвать службу и напугать охотников до смерти. Однако они и не подозревали, что в охоте за потусторонним хороши все средства — даже сироп, мука и патока. Авторы впервые добавляют в коротыш вымышленную марку Ajax — пародию на Acme из проектов Warner Bros. Так в ленте называется контора товарищей.
Короткометражки с упомянутым трио — отдельный подцикл диснеевских лент. Вместе герои попадают в заварушку, остаются с проблемой по отдельности, чтобы вновь соединиться в финале и одержать совместную победу над злом.
Старая мельница (1937)
Короткометражка «Старая мельница» стала полем для тренировки Disney перед дебютным полнометражным фильмом о принцессе — к примеру, здесь студия впервые применила разные планы камеры. В коротыше нет одного центрального героя. Лента рассказывает о животных, пытающихся выжить во время грозы.
Несмотря на сюжетную простоту, мультфильм обладает драматичностью — нам страшно наблюдать, как птица прикрывает своим телом яйца, чтобы тех не раздавил механизм мельницы. Короткометражка получила десятую премию «Оскар» и попала на 14 место уже знакомого читателю списка Джерри Бека.
Лицо фюрера (1942)
В тяжёлое время Второй мировой войны студия пошла по пути агитпропа. «Лицо фюрера» — сатира, высмеивающая нацистскую Германию. По сюжету Дональд Дак оказывается в Третьем рейхе, где работает 48 часов в сутки, завтракает деревянным хлебом, параллельно брызгая в рот парфюмом с запахом яичницы, и готовит боевые снаряды.
Часть героев студия строит на прототипах — так, в немецком оркестре можно разглядеть Хидэки Тодзио, Генриха Гиммлера, Йозефа Геббельса, Германа Геринга и Бенито Муссолини. В 1940-е ленту крутили в советском кинопрокате, однако в 2010-м включили в список экстремистских материалов. В 2016 году запрет благополучно сняли.
Скрудж Макдак и деньги (1967)
Перед нами — целая лекция об основах экономики. Макдак делится с внуками своей гиперфиксацией — историей денег. Герой, определяющий сумму по звону монет, бросается фактами о плате солью и инфляции.
«Скрудж Макдак и деньги» — яркое появление персонажа на экране. До этого герой лишь мелькал в лентах, а всё внимание уделялось Дональду Даку. Кстати, коротыш — один из первых мультов, выпущенных без участия Уолта Диснея. Уже после его смерти.
Винсент (1982)
Пожалуй, «Винсент» Тима Бёртона — одна из самых ярких короткометражек Disney. В качестве основы режиссёр использует стиль немецкого экспрессионизма. Лента рассказывает о мальчишке Винсенте, который бежит от серой реальности в мир мрачных фантазий и свободы самовыражения. Герой примеряет на себя образ Винсента Прайса. Кстати, в мультфильме можно услышать закадровый голос актёра! В фантазиях герой мнит себя злобным учёным, владеющим музеем восковых фигур. «Винсент» — первая крупная работа Тима Бёртона для Disney.
Принц и нищий (1990)
Короткометражка снята по одноимённому роману Марка Твена. Микки Маус оказывается двойником принца и меняется с ним местами. Впереди каждого из героев ждёт горка приключений и открытий. «Принц и нищий» — последняя работа студии в технике ксерографии — одного из способов переноса изображения на плёнку.
В коллекции Disney больше сотни короткометражных работ. Так что материала хватит ещё на несколько «Коротких дайджестов»! Пока мы разобрали лишь долю ранних проектов. А какие у вас любимые ленты студии?