4 марта в эфире 2х2 стартует драма «Контакт» Евгения Стычкина и Нурбека Эгена — сериал о подростках и их родителях, посвящённый конфликту поколений и проблеме буллинга. Проект стал своеобразной методичкой с заголовком «Как не надо общаться с людьми» и рассказал историю семьи Барнашовых, где от невозможности показать любовь отец и дочь психологически разрушают друг друга. Рассказываем, в чём суть «Контакта» и почему сериал достоин вашего внимания.
— А ты мне друг?
— Я тебе отец.
Как в современном мире ворваться в бурную жизнь подростка? Попытаться подружиться с ним? Конечно, но не в реальности. Верный способ — добавиться в онлайн-френды. Всё бы ничего, если б дети не закрывали профили и не отклоняли родительскую заявку. Однако Глеб Барнашов (Павел Майков), главный герой сериала «Контакт», уверен, что исправить ситуацию поможет фейк.
Конфликт поколений
Глеб Барнашов — инспектор по делам несовершеннолетних. Он груб и принципиален. Отлично ловит подростков-бандитов, а вот с дочерью справиться не может. Юля (Ирина Паутова) — прямолинейная и радикальная девчонка, копия отца. За словом в карман не полезет, да и церемониться не станет. Быстро пошлёт на три буквы как словесно, так и письменно — размашистой фразой на белой стене. Вот уже год герои живут вдвоём. Госпожа Барнашова ушла из семьи, переехав к любовнику в Германию и поселив в дочери огромный ком ненависти, жертвой которого стал отец.
Глеб Анатольевич решает подобраться к Юле через сеть, но та блокирует даже фейки. Тогда мужчина находит жертву — подростка Артемия Кравцова (Алексей Лукин), который под угрозой тюремного заключения, становится онлайн-шпионом и начинает дружить с героиней. Естественно, не без эксцессов…
Конфликт поколений — вечная тема, которая в последние годы заняла главенствующую позицию в отечественном кинематографе. Глеб Анатольевич и Юля — два любящих друг друга человека, притворяющиеся равнодушными. Внутри каждого из них — глубокая психологическая травма, корни которой зритель будет исследовать от серии к серии. Девчонка не привыкла находиться с отцом, так как всю жизнь получала заботу от матери. В свою очередь, старший Барнашов не привык ухаживать за кем-либо, кроме себя, потому что рос в безразличной семье.
Юля — гипертрофированный образ подростка, который не брезгует броситься в отца матерным словом и сказать «ненавижу». Зато может молчать о любви, ведь каждый день видит наглядный пример аналогичного поведения. И в этом главная проблема.
Социальная проблематика
«Контакт» затрагивает аспекты социальной проблематики — например, феномен буллинга. Школа Юли — ореол травли. Нападкам подвергается не только Барнашова, но и второстепенный герой Миша (Александр Трачевский), болеющий витилиго. Героя обзывают и бьют. В отличие от Юли, парень предпочитает решать конфликты молчанием, руководствуясь принципом «поговорят и забудут». Однако Барнашова не привыкла сидеть в сторонке, страдая синдромом жертвы. Героиня предпочитает мстить. Так, в школе разворачивается настоящая война — против девчонки выступает целый класс.
На примере Юли и Миши авторы показывают две тактики действий — агрессию и игнор. У каждой из них есть как плюсы, так и минусы. Нюанс в том, что идеальной схемы не существует.
Криминал
Фоном конфликта поколений и проблемы буллинга становится мир бандитских разборок, в который влезает каждый из героев, даже самый второстепенный. Собственно, подобная сюжетная линия и добавляет «Контакту» динамики. Барнашов занимается перевоспитанием подростков-хулиганов, что выстраивается в отдельную цепь небольших эпизодов с новыми второстепенными персонажами, одним из которых становится мучитель кошек Поршнев (Фёдор Федосеев). На его примере авторы исследуют природу зла, находя ответы в семье и её ценностях.
Сериал не обделён погонями и криминальными схемами. Главным антагонистом проекта становится бизнесмен Макар (Сергей Гилёв), который в перерывах между ресторанным бизнесом снимает порно. Семья Барнашовых влипает в большую историю, из которой сложно выбраться даже такому крутому дядьке, как детский полицейский Глеб Анатольевич. Между персонажами Гилёва и Майкова начинается противостояние.
Назад в… прошлое?
«Контакт» вышел в 2021 году, во времена царствования платформы TikTok, которая отчасти становится стержнем сериала. Авторская группа пытается уловить время, разбавляя повествование треками вроде «Собака писала», танцами в торговом центре и подростковым сленгом. Сегодня такие вкрапления выглядят возможностью пустить скупую слезу ностальгии и вспомнить прошлое. Особенно уже подросшим зумерам, которые застали эпоху в старших классах или на первых курсах университета.
Метод Евгения Стычкина
«Контакт» — сериальный дебют Стычкина, который сегодня стал успешным шоураннером. Недавно постановщик выпустил вторую подростковую историю — сериал «Цикады», который кардинально отличается от первой работы. «Контакт» — рассказ о школьниках в реальных декорациях, без пафоса и претенциозности, хоть и с большой ложкой гипертрофированности. В «Цикадах» Стычкин поиграл с американской мечтой — школой, где подростки устраивают роскошные вечеринки в коттеджах и разъезжают на дорогих тачках. Сериал с Павлом Майковым — возможность посмотреть, с чего всё началось, и проследить творческий путь шоураннера.
Яркие второстепенные герои
Каждый персонаж «Контакта» отличается содержательностью. Это и наглый любитель бабок Тёма Кравцов, и его несчастная мать-карьеристка Регина (Равшана Куркова), страдающая от измен мужа, и бандитка Лютая (Карина Александрова), идущая на риск не от счастливой жизни, а от желания помочь родным, и айтишник Тарас (Алексей Агранович), любитель поблудить в сети, и упомянутый ранее Макар. Никто из них не теряется за главными героями, вызывая у зрителя сопричастность происходящему.
«Контакт» — сериал не только для подростков. Это динамичная история о разных поколениях, выдвигающая на первый план не кулак, а слово. Смотрите проект с понедельника по четверг в эфире 2х2 в 23:05!