14 октября завершился первый сезон самого дорогостоящего сериала в истории — вышел восьмой эпизод «Колец власти» (The Lord of the Rings: The Rings of Power). Разбираемся, смогла ли Amazon купить любовь зрителей и каким в принципе вышел приквел «Властелина колец».
На долю сентября выпало сразу несколько сериалов, способных сжечь ныне хрупких и ранимых зрителей по всему миру. HBO на нелёгкую долю фанатов «Игры престолов», которые ещё не до конца проработали душевные травмы, заработанные финалом, свалил приквел про семейные дела дома Таргариенов (если вы понимаете, о чём мы). Marvel сплясала вместе с Megan Thee Stallion и Татьяной Маслани тверк перед лицами адептов супергероики, а Amazon и вовсе придумал темнокожих эльфов и хоббитцев! Вишенкой на торте может стать метаприквел «Андор», но он закончится только к концу ноября, поэтому можно будет немного передохнуть после недели финалов.
Про «Женщину-Халк» и «Дом дракона» мы рассказали в других материалах, а на этот раз делимся впечатлениями о сериале «Властелин колец: Кольца власти». Как сказано выше, амбициозный проект Amazon выходит самым дорогостоящим шоу в истории. За одни только права они заплатили около 250 миллионов долларов, а прогнозируемый бюджет уже перевалил за миллиард (и бесконечность не предел, потому что только первый сезон обошёлся в 465 миллионов долларов). Вот только одних денег на создание идеального фэнтези недостаточно, но давайте по порядку.
Сериал изначально был в некотором роде обречён на критику и недопонимание. Во-первых, 21 год от премьеры первого «Властелина колец» Питера Джексона — довольно большой срок, возводящий в культ неприкосновенности киновселенную. Во-вторых, сами по себе фанаты Толкина — народ ревнивый. В-третьих, сильно подпортило отношения поклонников с миром кино явление трилогии «Хоббита». В-четвёртых, звание самого дорогостоящего сериала взвинчивает предел ожиданий до максимума. Amazon идёт фактически ва-банк и будет блефовать все запланированные пять сезонов, даже если старт пройдёт не по запланированному сценарию (а так, кажется и вышло). В-пятых, Вторая эпоха — настолько слепое пятно в легендариуме, что словами «Не канон» можно озаглавить весь сериал в целом. В-шестых, прогрессивное расширение каста тоже мало поспособствовало поддержке от широкой публики. В-седьмых… Ладно, думаем суть вы уловили, у приквела «Хоббита» и «Властелина колец» ещё до выхода было столько проблем, что решить их могло только идеальное исполнение, причём на протяжении всего сериала. Первого сезона для итоговой оценки мало, да и не вышел он эталонным.
Читатель, который не видел сериал, но успел увидеть его зрительский рейтинг может возразить: «в смысле, блин, не эталонный?». Действительно, хейтеры не оставили ему шансов — на момент написания этого текста у «Колец власти» 2,5 по пользовательскому рейтингу на Metacritic и 38% на Rotten Tomatoes. На самом сайте Amazon даже пришлось на время отключать возможность оставлять отзывы, а на IMDb якобы удаляли негативные комментарии с отметкой 6 и ниже (хотя сейчас там достаточно рецензий и с одной звездой). При этом рейтинг от критиков не выглядит таким уж провальным: 71 по Metacritic и 85% по Rotten Tomatoes. Трудно отделять троллей и банальных расистов, как и ангажированных журналистов. Хотя первые два эпизода разнёс даже The Washington Post, глава которого — основатель Amazon Джефф Безос.
Звучит, кстати, справедливо. Первые два эпизода, которые снимал Хуан Антонио Байона (последующими сериями занимались Уэйн Йип и Шарлотта Брендстрём), действительно долго запрягают. В противовес тому, как всё красиво выглядит, диалоги поставлены скучно, а смысловая часть достаточно несодержательна. С третьего эпизода сериал будто ход набирает, но это всё равно больше похоже на монорельс от Тимирязевской, чем на скоростной электропоезд.
В одной из показательных критических рецензий отмечают, что это свойственно произведениям Толкина, но во «Властелине колец» на пятый час мы получаем битву у Хельмовой Пади, а в «Кольцах власти» за это время мы прослушали только десятки пустых диалогов. Даже если пытаться оправдать это концептом и первым сезоном, который должен погрузить зрителя в необходимый контекст, всё равно значительная часть бесед просто отнимает у зрителя время, в то время как важные события могут быть показаны каким-то невнятным комком. Самый яркий пример — диалог, который сподвигнул в финальном эпизоде Келебримбора (Чарльз Эдвардс) на поиск подходящего сплава для колец. Не хочется спойлерить, поэтому просто посоветую обратить на это внимание, потому что всё построение сцены и разговора выглядит хуже объяснений Лавкрафта, который хотя бы ссылался на всемогущий Некрономикон.
При этом нельзя сказать, что история плоха, она просто затянута. Да, верные хранители канонов возразят, но будут правы лишь отчасти. Сколько страниц в «Сильмариллионе» уделяется Второй эпохе? А сколько из повествовательной части этого написал не сам Джон Рональд Руэл, а его сын? Шоураннеры Джей Ди Пейн и Патрик Маккей стараются придерживаться работ Толкина (иногда ошибочно), опираясь в основном на приложения к «Властелину колец». Да, в итоге, «Кольца власти» — это откровенный фанфик, но без этого представить широкую киновселенную просто невозможно, особенно, если учесть количество несостыковок у самого автора (даже по происхождению орков в рамках его концепции несколько версий).
Лично мне хочется видеть больше подобных фильмам Джексона работ, поэтому мой порог допустимости чуть завышен от среднего. При этом создатели надежд таких зрителей не оправдывают. Можно простить неканоничных персонажей, но так, как показаны эльфы здесь — скорее разочарование. Можно смириться с некоторыми событиями, но не с участием в них ключевых персонажей, которые только по одному своему определению не могли этого делать. И самое страшное, что основные потрясения лишь впереди — первый сезон просто не даёт создателям критично наломать дров.
Зато первый сезон позволяет создателям наконец-то показать гномов. Не в том смысле, что мы их не видели. В сериале мы видим их царство, ещё не захваченное демонами или драконами. Харизматичные персонажи, особый нрав и уникальный быт (хоть и без бородатых гномих) — лично для меня определённо украшение проекта. Как и мохноноги, которые с первых же кадров влюбляют своей непосредственностью и энергичностью. Персонаж Нори (Маркелла Кавена) чуть ли не самый живой и харизматичный во всех восьми эпизодов. Ещё в «Кольцах» можно заметить попытки создателей уйти от привычных путей, которые мы уже видели во «Властелине колец» или «Хоббите». Опять же, чтобы не сильно спойлерить, укажу только на конную подмогу нуменорцев или утраченного принца Южных земель. Мы буквально всё это уже видели чуть ли не дважды, но в третий раз всё оборачивается иначе. Возможно, в стремлениях поломать шаблоны, создатели могут показаться слишком уж старательными. Однако они всё же остаются заложниками ситуации, в которой начало и конец истории давно предопределены. С ограниченной палитрой трудно творить, однако это лишь делает проект более амбициозным (во всяком случае, на бумаге).
В споры о допустимости актёров других рас лезть не хочется, но так уж вышло, что самым классным эльфом оказался Арондир, сыгранный пуэрториканским актёром Исмаэлем Крусом Кордовой (но ужас, у него ещё и стрижка не каноничная!). Очень осторожным выглядит подход создателей и к роли женщин в истории. Галадриэль (Морвед Кларк) уготовано основное внимание, славную традицию хоббитов ввязываться в приключения начинает неканоничная Нори, судьбу нуменорцев на момент первого сезона определяет Мириэль (Синтия Аддай-Робинсон), а на защиту всех Южных земель чуть ли не в одиночку встаёт также неканоничная целительница Бронвин (Назанин Бониади). Получается не так много, но уже хоть что-то.
Из однозначных плюсов можно выделить музыку, костюмы и визуальные эффекты (не без своих грехов, конечно). Саундтрек к сериалу написал Беаром Маккрири, а вот к работе над главной темой привлекли Говарда Шора, написавшего всё к кинотрилогиям «Властелин колец» и «Хоббит». Кажется, что небогатый список для самого дорогостоящего сериала, правда? Так уж вышло, что окончательную оценку «Кольцам» можно будет поставить позже, потому что основные события зрителя только ожидают. Пока же мы увидели затянутый и красивый сериал, который создает неплохое подспорье для последующих сезонов (при определённых ожиданиях). Получается что-то вроде приквела к приквелу, однако этого может показаться мало.
Создатели шоу Дж. Д. Пейн и Патрик МакКей в недавнем интервью The Hollywood Reporter объясняли, что старт получился таким, потому что было необходимо объяснить роль Галадриэль и её мотивацию. Продолжение же будет сконцентрировано на Сауроне, который теперь не всеобъемлющее зло или око на башне, а герой с вполне себе физическим воплощением. По идее, также во втором сезоне должно быть большее погружение в Нуменор (а чуть позже и его падение), взаимодействие со злом гномов, раскрытие истерлингов, которых во «Властелине колец» мы видим только как корм для подмоги Арагорна, а также ещё кучу диалогов и попыток показать мотивацию отдельных персонажей.
Хотя мы и знаем, чем всё закончится, не очень понятно, к какому финалу поведут Пейн и МакКей зрителей. С нынешним темпом возможен сценарий, где единое кольцо будет выковано только только в самом конце, а все промежуточные эпизоды будут посвящены политике и философии отдельных народов, ведь для этого как раз множество предпосылок. К тому же шоураннеры вполне могут уделить много экранного времени, чтобы рассказать историю назгулов. Из каноничных источников мы знаем только о короле-чародее Ангмара (вероятно, нуменорце) и Кхамуле (из истерлингов), поэтому соблазн придумать остальных слишком велик. В общем, несмотря на понятный исход истории, любопытно будет взглянуть, какой путь для неё выберут сценаристы.