Время летит настолько быстро, что первому фильму из шпионской франшизы Мэттью Вона «Kingsman: Секретная служба» исполнилось десять лет! Разбираемся, как боевик о британских джентльменах переосмыслил жанр шпионского кино.
Что было в начале?
Первоисточником для всей франшизы послужила серия комиксов The Secret Service авторства Марка Миллара и Дэйва Гиббонса. Вышел он в 2012 году, но продержался на плаву не так долго, позже получив два продолжения, вышедших на волне популярности фильма.
Сразу можно сказать, что комиксы и кино имеют мало общего. Неизменными остались гопник Эггси (Тэрон Эджертон) в пафосных спортивных костюмчиках, крутые джентльменские примочки вроде боевых зонтов и сумасшедший злодей, которому срочно нужно решить проблему перенаселения планеты. А так, никакого Kingsman в сюжете нет: герои работают на британскую разведку MI6, а проводником главного героя в этот мир становится его собственный дядя, решивший наставить его на истинный путь.
Условности вселенной
Первое, чем способен заинтриговать фильм, — это запутанный лор секретных служб, который мы изучаем вместе с главным героем. Фильм возводит британский шарм на новый уровень. Лондонские джентльмены по полной пользуются своим положением: здесь и секретное логово прямо в ателье, и классические костюмы, которые становятся обязательной униформой каждого члена секретной службы, и замаскированные под бытовые предметы гранаты, жучки и другие примочки спецагентов.
Таинственности и какой-то сакральности этой теме добавляет вековая история организации и отсылки к рыцарям Круглого стола: только теперь Мерлин (Марк Стронг) отвечает за крутые примочки и выполняет роль связного, а Галахад (Колин Фёрт) не брезгует устроить потасовку в баре. Средневековые легенды не забываются и во время сложных миссий, ведь все в Kingsman стараются придерживаться этой иерархии. Ещё не стоит забывать о культовых цитатах, ставших мантрой не только для персонажей, но и для фанатов франшизы. Помните, «Манеры — лицо мужчины», и не путайте «Оксфорды, но не броги»!
Но кинолента умудряется подшучивать даже над этим, оставаясь в рамках комедийного жанра и не возводя пафос аристократии в абсолют.
Море экшена и юмора
Джентльмены не всегда должны решать всё дипломатическим путём. А агентам Kingsman без кулаков и пушек не справиться никак. В этом фильме огромные ставки делаются именно на экшен-сцены, каждая из которых сумела запомниться зрителю. Здесь и погони по узким улочкам на угнанных машинах, и камерная драка в баре, и масштабный мордобой обезумевших прихожан прямо в католической церкви. Kingsman работает на контрастах, сначала удивляя тем, что парни в костюмах прячут в подошвах своих лаковых туфель смертельные лезвия с ядом, а затем переходит к полному безумию, показывая самые изощренные варианты смертей. Начиная от взрыва головы и заканчивая распиливанием человека пополам с помощью ножных протезов.
Это ни в коем случае не пугает, ведь сюжет в паре с экшеном выводит на поверхность множество шуток на грани: джентльмены должны объединять мягкость манер с твердостью характера. Всё это кроется в мелких деталях, раскиданных по всему фильму. Тот же Гарри Харт на миссии в церкви находит время, чтобы подшутить над прихожанкой и устроить кровавую резню. Или момент, где Эггси не понимает отсылки на старые фильмы, зато проводит аналогию с фильмом «Красотка».
Комедийный взгляд на фильмы о шпионах
Фильм полностью следует канонам шпионского боевика, но всё же больше концентрируется на развлечении зрителя, обращаясь к драме и глубокому посылу лишь в самые кульминационные моменты. В остальном Kingsman бодренько проходится по всем вещам, знакомым ещё по фильмам о Джеймсе Бонде, только через призму простого обывателя. Создатели иногда акцентируют внимание на некоторых глупых мелочах жанра. Так, например, кто в здравом уме сделает гранату в виде зажигалки? Но вот зонтик — действительно впечатляющее изобретение, которое не только поможет раскидать горстку охранников, но и выручит джентльмена в пасмурный день. Даже «девушка Бонда» в этот раз становится забавной скандинавской принцессой, которая предлагает секс за спасение, и это становится достаточной мотивацией для главного героя побыстрее спасти мир.
Также это кино даёт новый взгляд на безумных злодеев. Вселенским злом здесь становится гений и миллиардер Валентайн (Сэмюэл Л. Джексон), но даже у него в начале благая цель: спасти планету от перенаселения. Только методы сомнительные. SIM-карты, способные запустить в людях агрессию, и взрывающиеся головы не внушают доверия. Это всё при том, что злодей не выносит вида насилия и выглядит, как типичный стартапер из Кремниевой долины, одетый в Addidas.
Гарри Поттер для тех, кто постарше
Kingsman следует хорошо знакомому тропу об «избранном герое», который внезапно оказывается связан с миром, который был скрыт от простых смертных. И теперь ему предстоит принять законы своей новой сущности и победить всех злодеев вокруг. История Эггси, конечно же, следует всем этим пунктам, но периодически ему приходится спускаться с небес на землю и вспоминать, что он не парень, которого с рождения натаскивали на роль секретного агента. К нему предвзято относятся конкуренты, он не может пристрелить питомца ради места в секретной службе, но всё равно получает его из-за судьбоносного стечения обстоятельств.
Но даже тут всё оказывается не так просто, ведь проект забирается на территорию «coming-of-age»-фильмов, где герои обычно находятся в состоянии «уже не подросток, но ещё и не взрослый». Эггси тоже испытывает этот кризис, совершенно забив на своё будущее и выбирая статус уличной шпаны, которая любит тусовки с друзьями, пиво и угон тачек. У всего этого тоже есть свои причины вроде гибели отца и матери, не способной уйти от нового мужа-абьюзера, оставившие отпечаток на персонаже. Герой находится в полном смятении, и вступление в секретную службу помогает ему направить свои умения в нужное русло. На секунду, Эггси — не просто парень, воспитанный улицами. У него за плечами неудавшаяся карьера гимнаста и военного. Именно всем этим пришлось пожертвовать ради благополучия семьи.
Kingsman — отличный вариант «сказки» для (почти) взрослых, которые так же, как и главный герой, не понимают, что делать со своей жизнью. Ещё преимуществом этой сквозной темы становится то, что она сплетается с комедийными элементами и диким экшеном, которые преподносят частицы драмы менее болезненно, но всё равно позволяют молодым зрителям увидеть, что есть ещё такие персонажи, чьё положение всегда достаточно шаткое. Всё как в реальной жизни, только с крутыми драками и перестрелками.
Препарирование глобальных проблем
Если убрать все шуточки в сторону, то можно разглядеть, как фильм обращается к насущным темам. В первую очередь таковой становится проблема социального неравенства. Kingsman исследует, как обычный парень из «трущоб» сможет влиться в мир голубой крови и детишек, окончивших Оксфорд. Герою приходится постоянно доказывать, что он тоже на что-то способен и что для этого необязательно иметь богатых родителей. В фильме делается акцент на том, как живётся людям из малоимущих семей и с какими трудностями им приходится сталкиваться.
Также большая часть сюжета посвящена интернет-зависимости и зависимости от гаджетов в целом. Если оценивать масштабы происходящего в фильме, то можно уверенно сказать, что от населения Земли практически ничего не осталось, ведь почти все клюнули на «благие цели» Валентайна, и капитализм снова чуть всех не убил. В прямом смысле. В фильме даже есть сцена, где мать Эггси была в шаге от того, чтобы убить свою маленькую дочь под влиянием «зомби-симок». Но мораль проста: меньше сидите в телефоне и больше проводите времени с близкими.
Но самой абсурдной темой становятся теории заговора. Главный злодей верит в них настолько, что собирает вокруг себя всю элиту мира, включающую политиков и известных поп-звёзд, после чего прячется с ними в бункере от самолично созданного конца света. Валентайн верит в свою избранность и делает избранными тех, кому это позволяют цифры на банковском счёте.
Kingsman — отличный пример того, как может выглядеть хороший развлекательный боевик, который успевает показать, как должны выглядеть настоящие аристократы, как взрываются головы (буквально) и как простой парень становится единственным человеком, способным спасти мир.