В Москве прошёл третий кинофестиваль «КАРО.Арт». В этот раз в программа получилась очень разносторонней — в ней и фильм-победитель «Канн-2024», и шедевр Юрия Норштейна на большом экране, и потрясающие документалки. Редакция 2х2.медиа тоже посетила фестиваль и делится эмоциями от просмотренного.
«Жар-птица», Роман Михайлов
Светлый фильм о молодой актрисе и танцовщице театра Саше, которая вместе со сводным братом Лёшей отправляется в Индию, чтобы найти мать. В детстве бабушка рассказывала, что её унесла жар-птица, но во время одной из ссор поведала правду — женщина примкнула к секте и бросила ребёнка.
Для полного описания сюжета не хватает всего одной или двух строк, но в этой истории важен больше язык, которой она рассказана. И его трудно описать однозначно. Вот вы любите художественные приёмы в кино? «Жар-птица», как лоскутное одеяло, только из них и состоит. Перегретые кадры плавятся на экране, а бесконечные источники света слепят тебя — опыт от просмотра можно сравнить с калейдоскопом, направленным на солнце.

В какой-то момент просмотра может показаться, что всё безумно перегружено, не самыми удачными показались и некоторые решения по части саундтрека. Но нет никаких вопросов к касту. В «Жар-птице» снимались Александра Киселёва, Марк Эйдельштейн, Маша Мацель — в общем все те, кого Роман Михайлов задействовал в «Надо снимать фильмы о любви». Бонусом в ленте появился Хаски со своим последним треком «Сколько стоят деньги» (ну или предпоследним, если учитывать коллаборацию с Кишлаком).

К финалу фильм тебя скорее располагает, а чувство усталости отходит. Но спустя пару минут после просмотра невозможно ответить однозначно, что это было — нарциссическая демонстрация вкуса и навыков, опыт в поисках нового кинематографического языка или метаироничная зарисовка о современном кино. И «Жар-птицу» стоит увидеть хотя бы ради ответа или новых вопросов, которые могут возникнуть уже у вас.
«Анора», Шон Бейкер
История о золушке, где главным злодеем оказалась не мачеха, а принц — избалованный русский ребёнок из богатой семьи. Тот случай, когда вместо кучера он сам превратился в крысу, и задолго до того, как куранты пробили полночь.
Завязка простая: Анора (главная героиня, сыгранная Майки Мэдисон) танцует эротические танцы в неприглядном американском клубе и оказывает услуги сексуального характера, во всяком случае, делает исключение для другого героя истории — Ивана Захарова (Марк Эйдельштейн). Богатый мальчишка быстро привязывается к ней, и аппетит его запросов перерастает в свадьбу. Но тут в дело вступают родители, что превращает повествование в пересказ «Мальчишника в Вегасе» в антураже «Брайтон-Бич».

Картина Шона Бейкера с первых минут подкупает тем, как проработано культурное смешение, за которое он взялся. Повествование порой ведётся одновременно на трёх языках: сленговом английском, русском и армянском. И это не выглядит какой-то клюквой — русские не бегают с автоматами и не дерутся на подпольных боях. Даже грозный Юра Борисов переигрывает мем про кандибобер: если я ношу худи с капюшоном и лысый, это не значит, что я гопник или насильник. Его герой, как и сама Анора, остаются по факту единственными персонажами, которым удалось сохранить честь, как бы парадоксально это не казалось. Эдакое морализаторство, свойственное Бейкеру.
Единственный промах режиссёра — появление в кадре родителей, сцены с которыми убивают тонкость иронии доброй половины фильма. Но это никак не портит впечатление от картины, которая заслуженно станет хедлайнером фестиваля (и, возможно, всего осеннего сезона)

«Время жить», Джон Краули
Новый фильм Джона Кроули вновь противопоставляет внутреннее межличностному. В центре сюжета персонаж Флоренс Пью, вынужденная выбирать между жизнью и смертью. «Время жить» ломает простой сюжет на части и перемешивает между собой временные линии, из-за чего не кажется скучным или излишне упрощённым: влюбились, родили ребёнка, купили красивый дом. Алмут (Флоренс Пью) и Тобиас (Эндрю Гарфилд) скачут между предвкушением любви и первыми ухаживаниями, трудной, но долгожданной беременностью, тяжёлыми эпизодами борьбы с раком и принятием судьбоносных решений.
От этого история становится более глубокой, ведь зрителю словно позволяют бросить взгляд в прошлое героев и понять, какое жизненное событие привело их в определённую ситуацию, что послужило тому или иному решению. Будто сидишь с ними в гостиной, листаешь личный альбом и слушаешь семейные шутки.

«Время жить» — это давно знакомая и простая история, нежная, трогательная и полная любви. Она о том, что любовь может быть разной, принимать любую форму и быть любой глубины. И каждый сам выбирает во что её вкладывать, когда отдавать и забирать. В конце концов, единственное, чего мы желаем — это остаться в памяти.

«Киноигра: Публичное погружение в Little Nightmares II», Александр Гордеев
Интерактивная публичная демонстрация прохождения культовой игры про Моно и Шестую — необычный кино-перформанс прошедшего КАРО.Арт. Выпускник Открытых студий Винзавода в режиме реального времени прошагал с главными героями по живописным уровням платформера.

По сути, Гордеев переизобрёл жанр молчаливых летсплеев без озвучки, потому что превратил обычную бродилку в небольшую короткометражку. Также автор не стремился к идеальному игровому опыту: он умирал, ошибался и пропускал важные детали, как самый обыкновенный игрок.
Перформанс в целом удался, было интересно заново погрузиться в напряжённую и тревожную атмосферу Little Nightmares II. Особенно, когда Моно наконец-то нашёл Шестую и чуть не потерял буквально через пару минут. Но не-фанатам игры подобный опыт скорее не будет интересен — увы, зал был абсолютно пустым.
«Самый одинокий кит: В поисках 52», Джошуа Земан
Документальный фильм 2021 года рассказывает о поисках самого одинокого животного в мире — кита, поющего на удивительной для этого вида чистоте в 52 герца. После почти десятилетия работы, в 2003 году, попытка изучить млекопитающее закончилась, а не так давно возобновилась в новом составе.

Спойлер: кита так и не нашли, зато помогавшие снимать документалку учёные наиболее близко подошли к решению загадки его происхождения. В ближайшее время Джошуа Земан хочет продолжить исследование глубин океана, чтобы наконец-то понять необычное животное.
Также в фильме можно чуть подробнее узнать о работе эхолокации и жизни океанского дна, посмотреть, как киты реагируют на классическую музыку, и понять, что пара телефонных звонков иногда может привести к неожиданным последствиям. Единственный минус — фильм доступен только в закадровом переводе.
