30 мая вышла ещё одна часть франшизы о боевых искусствах — «Каратэ-пацан: Легенды» (Karate Kid: Legends). В этот раз на экране появляются как все культовые актёры вселенной, начиная с Ральфа Маччио и заканчивая Джеки Чаном, так и абсолютно новые лица — Бен Ван («Американец китайского происхождения») и Сэди Стэнли («Жестокое лето»). Рассказываем, как режиссёр Джонатан Энтвистл превращает боевик для мальчиков-подростков в комедию для всей семьи.
«Легенды» можно смотреть вне контекста оригинального фильма и сериала-сиквела. Самый обычный подросток из Китая Ли Фонг (Бен Ван) вместе с матерью переезжает в Нью-Йорк, оставляя в родной стране главное увлечение жизни — кунг-фу. А заодно и печальную семейную историю: брат погиб в уличной драке, из-за чего Ли дал матери обещание больше никогда не драться. Но, как и положено герою таких историй, обещание он нарушает. Сначала — в школьной потасовке с местным хулиганом Коннором (Арамис Найт), потом — когда защищает владельца пиццерии и отца своей возлюбленной Виктора (Джошуа Джексон) от вышибал.


В итоге герой ради помощи семье своей зазнобы Мии (Сэди Стэнли) участвует в большом турнире по боевым искусствам и получает в наставников мистера Ханя (Джеки Чан) и Дэниела Руссо (Ральф Маччио). У «Легенд» предсказуемый сюжет, построенный на клише, но лента не разочаровывает. Во многом потому, что не старается быть сложной: она понятная, смешная и от начала до конца сказочная — ощущение, что смотришь романтическую комедию нулевых.
В этом одно из главных достоинств «Легенд»: режиссёр умело балансирует между ностальгией и современными трендами. В сюжет органично вплетены элементы прошлых проектов франшизы (например, история Дэниела Руссо, тренировки по узнаваемой системе оригинального «Каратэ-пацана» и композиция боевых сцен). Но Джонатан Энтвистл умело прячет их в маленьких деталях, а основной сюжет оставляет свободно двигаться в современном сеттинге. Вокруг Ли Вонга и Мии очаровательный Нью-Йорк, домашняя пиццерия, TikTok-юмор и отсылки к «Человеку-пауку». Местами кажется, что главный герой вот-вот бросит это своё кунг-фу и выпустит паутину из веб-шутеров.


Бен Ван, засиявший в «Американце китайского происхождения», продолжает прекрасно себя чувствовать в роли подростка: Ли Фонг неловкий, флиртующий, обижающийся на маму и верящий всем сердцем в справедливость. Он продолжает тему «живых подростков» из «Кобры Кай» (использующих отсылки на современную поп-культуру и переживающих о настоящих подростковых проблемах — принятии себя, выборе жизненного пути и первой дружбе), потому что его образ — это не тренды ради трендов, где персонажа делают ходячим мейнстримом. Например, заставляют его слушать Charli XCX, когда ажиотаж стих, или проговаривать вслух шутки с мемных картинок. Сам персонаж существует в интернет-реальности, проживает свою молодость на сидении мопеда и в борьбе за сердце понравившейся девчонки. С другой стороны, юноша не вызывает чувство испанского стыда излишней откровенностью в попытке построить первые отношения: у него есть сдержанность и достоинство, которых часто не хватает подростковым героям.
Джеки Чан, что ожидаемо, пользуется своей харизмой на полную: фирменно улыбается, успокаивает мать Ли Фонга и мотивирует нерадивого ученика не сдаваться и быть справедливым. У него мало экранного времени, но каждый его выход — маленький праздник. Впрочем, в этом и кроется одна из проблем: фильм сильно зависит от «старичков»,Чана и Маччио, но использует их почти как камео. Последний, хоть и возвращается к своей культовой роли, но уже воспринимается скорее как добродушный дядя, а не грозный сенсей. Его сюжетная линия функциональна, однако не особо эмоциональна. Химия между ним и Чаном работает, но на уровне фан-сервиса, а не глубокой драмы. А вот в экранную «дружбу» с учеником верится намного меньше: взаимодействие Ли Фонга и Дэниела Руссо ограничивается нравоучениями, которые за всё время существования франшизы воспринимаются как должное.


Среди второстепенных персонажей запоминается Джошуа Джексон в роли Виктора — бывшего боксера и владельца пиццерии. Его персонаж получился тёплым, живым и куда более человечным, чем остальные. Зато любовная линия Ли и Мии получилась неубедительной, потому что построена на типичных романтических клише: дама в беде, её нужно бесконечно спасать. Поднимать рассыпавшиеся банки, жертвовать собой в неравной драке и тратить время на турнир, которого можно было избежать. Но в нулевых и десятых мы только и делали, что смотрели разные вариации «Истории золушки», так что шаблонность тоже не выглядит стыдной.

Если отвлечься от среднего сценария, заметно, что у ленты отличный визуал. Видно, что создатели вдохновлялись не столько азиатскими боевиками и «первоисточником», сколько эстетикой современных видеоигр и адаптаций комиксов. Драки сняты чётко, без избыточных склеек, при этом фильм обходит стороной чрезмерную жестокость: это всё ещё PG-13, рассчитанное на подростков. Нью-Йорк в «Легендах» выглядит как город возможностей, а не депрессии. Он снят ярко, в лучших традициях Marvel, так что каждый новый кадр «каменных джунглей» вызывает ощущение праздника.
Однако самая большая слабость фильма — его консерватизм. За всеми графическими уловками и музыкальными вставками скрывается предельно безопасная, традиционная история. Джонатан Энтвистл не пытается уйти в серьёзную драму или глубже погрузиться в мир подростков. В «Легендах» нет фатальных провалов или моральных дилемм «серой зоны», когда не понятно, какой же выбор стоит сделать ради общего блага. Герои хорошие, злодеи плохие, а конфликт решается силой и честью. Всё по учебнику. В 2025 году от подросткового фильма хочется чуть большей смелости.



«Каратэ-пацан: Легенды» — это не революция жанра, но хорошо собранная комедия для всей семьи: дети будут в восторге от Ли Фонга и его приверженности кунг-фу, взрослые смогут пустить скупую слезу по молодости. А вот для фанатов «Кобры Кай» фан-сервиса завезли мало и очень точечно. Фильм хорош на один вечер — главное не ждать от него откровений.
